Среди зноя и пыли мы с буденным ходили на рысях на большие дела аккорды

Обновлено: 22.11.2024

Алексей Александрович Сурков (1899—1983), русский поэт, Герой Социалистического Труда (1969). В лирике — героика Гражданской войны (сборник «Ровесники», 1934, и др.), чувства солдата Великой Отечественной войны, тема защиты мира (сборник «Миру — мир», 1950). Тексты популярных песен, в т. ч. «Конармейская», «Бьется в тесной печурке огонь. ». Государственная премия СССР (1946, 1951).

Невысокий пожилой человек приветливо и как-то застенчиво улыбнулся зрителям и заторопился к роялю. Он был как будто немного неловок, но когда сел к инструменту и руки вдруг легко и стремительно легли на клавиатуру, это обманчивое ощущение исчезло.

Ее узнали сразу же — знаменитую песню о героической Первой Конной армии.

Надо ли говорить, что нужда заставляла быть предельно изобретательными.

Эту «изобретательность» Покрассов вскоре почувствовал на себе богатый владелец музыкального магазина Леон Идзиковский. Он был не очень силен в музыке, но хотел прослыть покровителем искусства и иногда поощрял молодых неизвестных сочинителей романсов. А вдруг откроет новое имя?

Два четырнадцати-пятнадцатилетних юнца просто замучили его: они чуть не каждый день прибегали с новыми романсами.

И вот сегодня он был вынужден взять у них два свежих «опуса». Когда они показывали свои творения, к магазину подъехала на шикарном фаэтоне какая-то важная дама; вуаль закрывала ее лицо. Прослушала, а потом, всплеснув руками, заохала: «Какие талантливые дети! Обязательно приобретите, господин Идзиковский, эти прелестные романсы! Я скажу всем своим знакомым, и они немедленно раскупят тираж!»

Как же объяснить, что это они же спустя несколько лет создали, может быть, самые лучшие, самые боевые песни гражданской войны? Самуил Покрасс написал песню «Красная Армия всех сильней», а Дмитрий Покрасс — «Мы — красная кавалерия». Как произошел этот невероятный перелом, этот удивительный взлет духа?

Это может объяснить, нет, даже целиком взять на свой счет самое великое чудо — Революция!

Дмитрий Яковлевич Покрасс (1899—1978), советский композитор, народный артист СССР (1975). Один из авторов первых советских массовых песен: «Марш Буденного» (1920), «Москва майская» (1937), «Если завтра война» (1938). Многие песни создал в соавторстве с братом — Даниилом Яковлевичем Покрассом. Государственная премия СССР (1941).

Песня родилась, теперь надо было показать ее тем, кому она посвящена. Не без робости шли авторы в гостиницу «Палас», где размещался штаб армии. Песню принимали прославленные герои гражданской войны Ворошилов, Буденный, Пархоменко, Морозов, Щаденко. В пустом зале зазвучало пианино и взволнованный голос Покрасса запел:

Песня понравилась сразу и безоговорочно, авторам даже простили такой огрех, как совпадение сильной музыкальной доли с безударной гласной в слове «кавалерия». Решено было принять песню на вооружение Первой Конной. Но это не все. Вошел в ряды красных конников и сам автор музыки. В документе, выданном Покрассу, значилось, что он является «бойцом-композитором» Первой Конной. Ему выдали шинель, буденовку, все, что полагается бойцу, а в обозе появилась специальная телега, на которую было водружено пианино.

На привалах, митингах, собраниях, концертах звучала эта песня и многие другие, которые без устали писал о славных делах конников боец-композитор. Эти песни обгоняли армию, казалось, их разносила сама степь — их знала вся страна.

С тех пор прошло много лет. Рождались новые песни, которые жили словно сами по себе, независимо от автора. А он как бы ушел в тень. Но вот в один из больших праздников он вышел перед слушателями на эстраду, чтобы напомнить о себе, а вернее, напомнить о своих песнях. Что же знает о них молодежь, сидящая в зале?

Судя по овациям, молодежь знала эти песни! И рукоплескания похожи на взрывы — звук почти сразу гаснет, наступает тишина. Люди боятся упустить мелодии, быстро сменяющие друг друга.

Улыбаясь, глядя в зал, композитор поет:

Молодежь вместе с композитором одну за другой напевала его песни. Ведь все они хорошо известны и любимы многими поколениями советских людей. Давно эти песни стали, по существу, народными, такими, когда уже часто не помнят, кто их автор. Но вот сегодня они как бы возвращались из зала к этому человеку. В удивленных глазах молодых людей благодарность: так вот он каков — творец знаменитых песен!

— И еще была песня, — говорит композитор, не снимая рук с клавиш:

Забилось сердце: это же все мое! И запел тихонько откуда-то из глубины души выплывшую мелодию. Бросился к роялю, забыв о больной ноге.

Вечером весь санаторий пел новую песню — «Конармейскую».

Когда композитор приехал в Москву, песня уже сама встречала его на вокзале. Отдыхающие, вернувшиеся раньше него, разнесли песню по городу.

Даниил Яковлевич Покрасс (1905—1954), российский композитор, брат Дмитрия Покрасса. Окончил Киевское музыкальное училище (1917), в 1917—1921 учился в Киевской консерватории, с 1921 года жил в Москве. Автор музыки к игровым, документальным и хроникальным фильмам, с 1932 года работал в творческом содружестве с братом Дмитрием Покрассом. Автор музыки к кинофильмам «Если завтра война» (1938), «Трактористы» (1939), «Девушка с характером» (1939).

В семье Покрассов было еще два брата-музыканта — Даниил, ставший композитором, и Аркадий, пианист. Каким же образом братья составили «композиторский дуэт»? Я спросил об этом Дмитрия Яковлевича.

— Брат моложе меня на шесть лет, и мы стали вместе с ним писать песни с 1933 года. Как мы сочиняли? Очень просто. Он, например, пишет куплет, а я — припев. Чаще же каждый писал все, а потом вместе обсуждали, отбирали наиболее удачное. Хотите узнать, как мы написали песню «Если завтра война»?

Пригласил нас к себе Климент Ефремович Ворошилов — меня с братом и поэта Василия Ивановича Лебедева-Кумача. Было это в 1938 году. «А если завтра война, — говорит нарком, — что у вас есть на этот случай?» Конечно, подразумевает — на песенном фронте. Предложил подумать.

Под мерный цокот копыт неторопливо, с достоинством звучат слова:

И с лихим молодецким посвистом вырывается припев:

Казаки, казаки,
Едут, едут по Берлину наши казаки!

И после войны, после смерти брата Даниила, Дмитрий Яковлевич продолжает писать песни для любимой армии. Конечно, пишет композитор и невоенные песни. Нельзя не вспомнить, что более тридцати лет Дмитрий Покрасс руководил джаз-оркестром Центрального Дома культуры железнодорожников.

А песня звучала:

Эту песню и сейчас знают и любят, хоть пошел ей не один десяток лет. Особенно хорошо поют ее в строю танкисты.

Песни Дмитрия Яковлевича всегда молоды, задорны. В семьдесят лет композитор написал удивительно боевую, наступательную песню «Марш-БАМ». По-своему, по-композиторски откликнулся Д. Покрасс на призыв Ленинского комсомола к юношам и девушкам страны включиться в ударную стройку Байкало-Амурской магистрали. С его песней комсомольцы поехали на БАМ.

И еще один хорошо знакомый портрет с подписью: «Дорогой мой друг, Митя Покрасс. Твое музыкальное творчество о нашей совместной борьбе за советскую жизнь глубоко сидит в моем сердце, и я рад об этом тебе сообщить. Твой К. Ворошилов».

За свои героические песни народный артист СССР Дмитрий Яковлевич Покрасс был удостоен Золотой медали имени А. В. Александрова, выдающегося советского композитора, автора знаменитейшей песни «Священная война».

Хорошие песни не забываются, они возвращаются вновь и вновь, если в них вложена жизнь. Жизнь, посвященная Революции!

Источник: Г. Пожидаев. Конармейская. // Рассказы о песнях. Москва, 1985.

Песня «Конармейская». Ноты

Ноты песни «Конармейская» братьев Покрасс на стихи Алексея Суркова.

Инструмент: ноты для голоса и аккорды;

Тональность: фа минор;

Уровень сложности: начальный;

Источник: Песни наших дней. Москва, 1985.

Изображение кликабельно. Нажмите на него, чтобы открыть ноты увеличенного размера в новом окне.

Песня «Конармейская». Текст

По военной дороге
Шел в борьбе и тревоге
Боевой восемнадцатый год.
Были сборы не долги,
От Кубани и Волги
Мы коней поднимали в поход.

Среди зноя и пыли
Мы с Буденным ходили
На рысях на большие дела.
По курганам горбатым,
По речным перекатам
Наша громкая слава прошла.

На Дону и в Замостьи
Тлеют белые кости,
Над костями шумят ветерки.
Помнят псы-атаманы,
Помнят польские паны
Конармейские наши клинки.

Если в край наш спокойный
Хлынут новые войны
Проливным пулеметным дождем —
По дорогам знакомым
За любимым наркомом
Мы коней боевых поведем!

Песня «Конармейская». Слушать онлайн. Видео

Песня «Конармейская» («По военной дороге Шел в борьбе и тревоге») братьев Покрасс на стихи Алексея Суркова. Исполняет хор воспитанников Московской военно-музыкальной школы в сопровождении Эстрадно-симфонического оркестра Центрального телевидения и Всесоюзного радио. Дирижёр — Юрий Силантьев. Запись с авторского вечера композитора Дмитрия Покрасса, посвящённого его 75-летию. Москва. Колонный зал Дома союзов. 1974 г.

Читайте также: