Септ аккорды на шестиструнной гитаре
Обновлено: 22.11.2024
Открытые аккорды для гитары (на английском «open chords») – это аккорды, в которых звучат открытые струны, одна, две, три или больше; т.е. они не прижимаются на каком-либо ладу. В этой статье разберём простейшие аппликатуры открытых аккордов для начинающих в пределах трёх ладов, которые наиболее часто используются в аккомпанементе. В качестве примеров – известные песни (русский рок, народные). Все аккорды для шестиструнной гитары в стандартном строе (1 струна – ми).
Материал будет полезен и совсем новичкам – занимающимся на гитаре только первые дни.
Обозначения и схемы аккордов
Чтобы со старта не слишком загружаться музыкальной теорией и не вникать в ноты, все аккорды будем рассматривать в так называемых аккордовых сетках. Это схематическое обозначение грифа с аппликатурой – на каких ладах, какие струны и какими пальцами прижимать, чтобы аккорд зазвучал.
Сетки помогут вам быстро, без лишних изысканий открыть аккорды на гитаре для себя.
Поставьте гитару в вертикальное положение и взгляните. Именно этот вид и изображён в сетке: головка грифа вверху, порожек (жирная линия в схеме) и дальше лады.
Ознакомьтесь с обозначениями в сетке:
Над сеткой – название аккорда в буквенно-цифровом обозначении. Поначалу просто запоминайте их написание. Например Am: «A» – латинской буквой нота (ля), основной звук (или тоника), от которой построен аккорд, «m» – указывает, что аккорд минорный, в отсутствие этой буквы – аккорд мажорный. Получается – Am (Ля минор).
Также ещё добавляются цифры (7, 9, 11 и др.) – дополнительные ступени. Далее рассмотрим подробней.
Все ноты латинскими буквами (в названии аккорда большая буква): С – до, D – ре, E – ми, F – фа, G – соль, A – ля, B – си.
Вертикальные линии – струны (слева направо 6 струн – от 6-ой до 1-ой, самой тонкой).
Горизонтальные линии – лады (сверху вниз – I, II, III и т.д.).
Значки за порожком (жирной линией), распространяются на струну, над которой размещены: «o» – звучит открытая струна в аккорде, «X» – струна не звучит (не участвует) в аккорде.
На ладах кружки – это аппликатура, где нужно прижать струны. Цифра в кружке указывает, каким именно пальцем нужно прижать. Нумерация начинается с указательного:
Попробуйте по схеме взять изображённый аккорд Am (ля минор) на гитаре.
С чего начать, или Am, Dm и E
Изучив их, вы уже сразу можете приступить к разучиванию простых песен – на три аккорда.
Будем знакомиться с каждым отдельно и потом несколько песен, что закрепить владение аппликатурами на практике.
Интересно! Am, Dm и E среди русскоязычных любителей гитары получили прозвище «три блатных аккорда». На то есть свои основания – множество дворовых, хулиганских песен (в общем, в соответствующем названию жанре) играется именно на этих аккордах. А вот в англоязычной среде открытые аккорды, наряду с официальным определением «open chords» (или «open-position chords»), ещё называют «ковбойскими». Видимо тоже из-за особенностей конкретного песенного стиля.
Am (ля минор)
Am – в гитарной сетке и на фото:
5 и 1 струны открытые.
Когда поставите все пальцы, правой рукой сделайте удар по струнам, но 6 струну постарайтесь не задевать, её в аккорде нет. В качестве проверки – хорошо ли звучит – щипком отдельно извлеките звук каждой струны. Обратите внимание, постановка пальцев (фаланги по отношению к поверхности грифа, расположение мизинца) должна быть примерно как на фото. Также следите за тем, чтобы подушечки пальцев не касались соседних струн.
Внимание! Получение мозолей на пальцах – неизбежное явление в освоении аккордов. Это нормально. Но конечно, при условии того, что струны над грифом находятся не очень высоко (в противном случае нужно отрегулировать!). Через некоторое время кожа загрубеет, и болевые ощущения исчезнут. Короче говоря, пальцы адаптируются. Но всё же слишком, через боль, усердствовать не стоит. В занятиях делайте перерывы.
E (ми мажор)
По аппликатуре как Am, но смещаемся на одну струну вверх, к басовым. 6-ая, 2-ая и 1-ая –открытые.
Dm (ре минор)
Без 6-ой и 5-ой струны – только на четырёх струнах.
Если возникнут сложности в изучении Am, Dm и E – в помощь дополнительные упражнения для освоения аппликатур.
Песни на Am, Dm и E
Закрепим освоенные аппликатуры трёх аккордов на практике.
Частушки
Dm/ Am/ E/ Am
Бой: удары по струнам указательным пальцем – вниз-вверх по 2 раза на каждом аккорде. Сначала попробуйте сыграть медленно.
Летел голубь
(русская народная песня)
В фильме «Географ глобус пропил» песня звучит без аккомпанемента в исполнении Елены Фроловой.
Бой: удар вниз – снова вниз и вверх (на схеме повторяется два раза).
Начинаем петь «Летел… » без гитары, затем ритмом по словам на «… голубь».
Am/E/ – бой по одному разу, далее бой по 2 раза – Am/ E/ Am/ //Dm / Am/ E/ Am// – от Dm повторяем последовательность аккордов ещё раз (последние строчки куплета повторяются).
В статье по несколько примеров для каждой группы аккордов. Но, разумеется, ими ограничиваться не стоит. Просмотрите всевозможные песенники и вы найдёте множество любимых песен на изученные аккорды. Указанный бой (ритм – удары по струнам правой рукой) в некоторых песнях в упрощённом варианте (рекомендуется новичкам), но при наличии исполнительского опыта вы можете его заменять, дополнять.
К Am, Dm и E добавляем A или A7
A – ля мажор (в обозначении без буквы «m»).
6-ая не звучит, 1-ая открытая. На втором ладу нужно разместить три пальца.
Если сложно взять этот аккорд – пальцы «не умещаются» на ладу – его можно заменить аккордом A7.
A7 – ля мажор септакккорд.
В отличие от A (ля мажора) – 3-ая открытая.
Ещё вариант аппликатуры A7 при переходе с Am: первый палец остаётся на первом ладу, а третий опускается на вторую струну.
Песни на открытых аккордах – c A7:
«Ты дарила мне розы» – гр. «Ночные Снайперы»:
Бой: два удара вниз – второй удар немного сильней (акцентированный).
Am (2 раза бой)/ E (4 раза)/ Am (4) / E (4)/ Am (4)/ A7 (4)/ Dm (4)/ Am (2)/ E (2)/ Am (2)
«Демобилизация» – гр. «Сектор Газа»:
Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз
Цифрами в скобках после аккорда – сколько раз играть бой.
Am (4)/ A7 (2)/ Dm (4)/ Am (2)/ E (2)/ Am (1)/ A7 (1)/ Dm (2)/ Am (2)/ E (2)/ Am
Ещё пару аккордов – C и G
Итак, к имеющимся 4-ём аккордам для открытого строя гитары + ещё два – С (до мажор) и G (соль мажор). Как освоите их, естественно, ещё можно будет пополнить свой репертуар. Больше аккордов – больше песен.
С (до мажор)
Аппликатура получила название «лесенка» из-за характерной формы, расположения пальцев. 3-ая и 1-ая струны открытые.
G (соль мажор)
Три открытые струны – 4-ая, 3-ая и 2-ая.
Если с аккордом совсем будет сложно справляться, можно сначала использовать упрощённую аппликатуру без басовых струн (фактически на открытых струнах, прижимается только 1-ая). И затем, когда будут отработаны переходы с аккордов, осваивать полную форму (с 6-ой и 5-ой струной).
С этими аккордами можно сыграть такие песни:
Бой:
на C, Am и Dm – два вниз – вверх
на последний аккорд G бой другой – вниз-вверх два раза
Звезда по имени солнце – гр. «Кино»:
Бой: 2 вниз – 2 вверх – 1 вниз
Бой по 2 раза на каждый аккорд.
Am/ C/ Dm/ G – 2 р. и потом Dm/Am (концовка куплета).
Новые аккорды в другой тональности: Em, B7, D
Не будем приводить определения музтеории, а относительно аккордовых последовательностей скажем, что тональность определяется главным аккордом, с которого обычно начинается песня, или последовательности в частях песни постоянно возвращаются к этому аккорду. Например: Am/Dm/E… – в ля миноре, а Em/ Am/ B7… – в ми миноре (главный аккорд в последовательности – Em).
Так вот, ми минор – это ещё одна тональность, в которой часто используются открытые аккорды. И в ней, конечно, будут и другие аппликатуры.
Em (ми минор)
Четыре открытых струны: басовая 6-ая и три первых.
B7 (си мажор септаккорд)
Сравнительно сложноватая аппликатура – на четыре пальца, с 2-ой открытой струной. Так что во время занятий отдельно уделите ей больше внимания.
D (ре мажор)
4-ая открытая, без 6-ой и 5-ой.
Если в Ля миноре три основных аккорда – Am, Dm и E, то в Ми миноре – это Em, Am и B7.
То есть аккордовые последовательности (песни) можно сыграть и в другой тональности. В качестве примера для сравнения:
В Ля миноре | В Ми миноре |
Am/ Dm/ E/ Am | Em/ Am/ B7/ Em |
Dm/ Am/ E/ Am | Am/ Em/ B7/ Em |
Am/ A7/ Dm/ E/ Am | Em/ E7/ Am/ B7/ Em |
В ми миноре для перехода с Em на Am используется аккорд E или E7. Как в ля миноре – A или A7.
Для освоения аккордов можно сыграть частушки в ми миноре – Am/ Em/ B7/ Em.
И ещё разучим несколько известных песен в этой тональности.
Em/ Am/ C/ D/ – на каждый аккорд бой по одному разу.
Em/ C/ G/ B7 – бой один раз на каждом аккорде.
Для желающих разучить песню с более сложным аккомпанементом – «Пиноккио» (гр. «Крематорий»).
Аккорды sus и септаккорды: для обыгровки, разнообразия в аккомпанементе
Sus – «двойки» и «четвёрки»
Аккорды sus2 и sus4 можно использовать для обыгровки основных аккордов. Их ещё называют задержанные, у них нет характерного минорного или мажорного звучания. Они как проходящие. Допустим, если в песне просто Am, чтобы аккомпанемент зазвучал красивей, разнообразней, можно добавить вот такую связку – Am/ Asus2/ Am, или Am/Am sus4/Am и т.д. Конечно, такой приём не для всех аккордовых последовательностей, и нужно определять на слух подходит ли он к мотиву, по настроению темы и т.д.
Рассмотрим аппликатуры на основе Am и Dm:
Asus2
По аппликатуре похож на Am только вторая струна не прижимается. Чтобы перейти на Asus2 с Am достаточно лишь убрать первый палец со второй струны.
Asus4
Мизинцем прижимаем 2 струну на 3 ладу. 1-ая и 5-ая открытые.
Dsus2
C 4-ой и 1-ой открытой. По аппликатуре – в Dm убираем 1 палец с первой струны.
Dsus4
Без басовых струн. Мизинцем – 1 струну на третьем ладу.
Септаккорды
Септаккорды – названия аккордов с семёркой – могут быть использованы в качестве основного аккорда (например, вместо E иногда красивей звучит E7) и дополнительного для обыгровки (например, в связке – E-E7).
Рассмотрим несколько часто используемых септаккордов:
E7 (1) (ми мажор септаккорд)
Лёгкий вариант – на два пальца: прижимается только 5-ая и 3-я.
E (2) (ми мажор септаккорд)
Посложней форма, но звучит более насыщенно. 6-ая и 1-ая открытые в аккорде.
Am7(ля минор септаккорд)
На основе формы Am, но без третьего пальца.
Примеры обыгровки
Кстати, сетка Esus4, ранее мы его не рассматривали:
Поэкспериментируйте с добавками sus2, sus4, септакккордов. Придумайте свои варианты обыгровок. Обратите внимание, какой аккорд в какой последовательности красиво звучит, берите на заметку, используйте в аккомпанементе.
Таблица открытых аккордов
Таблица с открытыми аккордами для гитары – которые мы разбирали в статье + другие аппликатуры, которые могут вам пригодиться.
A (ля) | D (ре) | E (ми) | G (соль) | C (до) | B (си) |
Am | Dm | Em | G (1) | C | B7 |
A | D | E | G (упрощенный) | C (2) | |
A7 | D7 | E7 | G (2) | C7 | |
Am7 | Dm7 | Em7 | G7 | Cmaj7 | |
Am6 | Dm6 | Esus4 | C add9 (1) | ||
Asus2 | Dsus2 | C add9 (2) | |||
Asus4 | Dsus4 |
Ну вот и всё! Развивайте свой навык аккомпанемента на открытых аккордах. Сегодня простые формы (Am, Dm, E и др.) – а завтра посложней, оригинальней, интересней. Надеемся после изучения материала у вас будет хороший старт – первая ступенька в развитии гитарного мастерства.
Читайте также: