Секунд аккорды на гитаре

Обновлено: 22.11.2024

Мы не случайно публикует данную статью после рассмотрения нонаккордов.

Дело в том, что нона – это та же секунда, идущая следом через одну октаву.

И если бы строили нонаккорд или секундаккорд, набор нот бы почти совпал.

Официальная теория

Название секундаккорда произошло из-за добавленной второй ступени, второго тона, который составляет с тоникой (главным звуком) музыкальный интервал в 1 секунду.

Например:

Для С секунда – это D
Для D секунда – это E
Для E секунда – это F
Для F секунда – это G
Для G секунда – это A
Для A секунда – это H
Для H секунда – это C

Существует большая и малая секунда, которые отличаются друг от друга на полтона. Малая секунда – это полтона, а большая – тон.

Если посмотреть на гриф гитары, то малой секундой будет следующий лад, а большой – через один лад. Негласно малая или большая секунда подбирается из соображений тональной гаммы (основной тональности произведения).

Если заглянуть в Википедию или какой-нибудь академический источник, мы узнаем, что секундаккорд является третьим обращением доминантсептаккорда. И это правильно.

Это классический взгляд на построение секундаккорда. Например:

Тональность – ДО – «С»
Доминанта тональности ДО (то есть пятый тон) – нота СОЛЬ
Доминантсептаккорд тональности ДО-мажор – СОЛЬ-септ (состоит из: G, H, D, F).
Первое обращение аккорда СОЛЬ-септ перенесет в басы ноту H
Второе обращение аккорда СОЛЬ-септ перенесет в бас ноту D
Третье обращение аккорда СОЛЬ-септ установит бас F, который с основным тоном G и образует ту саму секунду!

Следовательно: Секундаккорд – это третье обращение доминантсептаккорда!

Логика простого гитариста

Поскольку крутить все эти обращения и доминантсептаккорды не так уж просто, а красивую музыку играть нужно, гитаристы поступают гораздо проще.

Септаккорд в упрощенном виде строится путем простого добавления секундной ноты в основной аккорд.

В отдельных случаях эта самая секунда может заменять терцию (второй тон исключает третий), что уже можно встретить в приемах классической музыки.

В аккордах известных исполнителей и популярных песен вам наверняка встретится написание типа D2 или A sus2. Вот об этих вещах и поговорим.

Suspended (sus 2), 7sus2 или просто 2

Если заглянуть в словарь и перевести слово «Suspended» получится нечто вроде «подвешенный», «взвешенный», «задержанный», что фактически соответствует звучанию секундаккорда, который нуждается в дальнейшем разрешении.

Разберемся с нотами. Видя запись вроде Csus2 вы должны понимать, что к аккорду ДО-мажор просто добавляется вторая ступень, второй тон, который и является той самой секундой, но в то же время выкидывается терция (третий тон).

ДО-мажор сус (или суспендед) секундаккорд состоит из нот: С, D, G

Если же приставка «sus» отсутствует, следует к аккорду добавить седьмую ступень, септиму.

Обозначение типа С7sus2 открыто показывает, что:

а) добавляется 7-й тон;
б) добавляется 2-й тон (суспендед, т.е. подвешенный);
в) 2й тон исключает 3-й.

Не пугайтесь различий в написании аккорда. В гитарной музыке такие вещи весьма относительны и произвольны, особенно в плане гитарного аккомпанемента.

Главное – если вы встречаете двоечку «2» в обозначении аккорда, просто добавьте в него секундную ноту от основного тона. Вот и вся наука.

Примечание: поскольку терция (третий тон) аккорда при добавлении секунды выбрасывается, говорить о мажорных секундаккордах и минорных секундаккордах мы не можем!

Ведь терция – это именно та нота, которая отличает минор от мажора, а здесь она просто выбрасывается!

Секундаккорды и нонаккорды

Вернемся к нонаккордам, в которых добавляется девятый тон. Если сравнить ноты того же «C9» с нотами «С7sus2» или просто «С2», мы заметим примерное совпадение по звукам.

Разница в том, что в нонаккорде нота РЕ будет на октаву выше, и будет присутствовать нота МИ (терция).

Однако в гитарной интерпретации, где возможности пальцевой аппликатуры весьма ограничены, даже простое использование ноты РЕ – это уже хорошо, независимо от частоты ее колебаний.

С другой стороны, стоит провести четкое разделение нонаккорда и секундаккорда в интерпретациях для инструментов с широким звуковым диапазоном типа фортепиано, рояля или пианино.

Вот на пианино эту разницу в октаву уже придется учитывать обязательно.

С гитарными аккордами все значительно проще.

Если говорить о практическом использовании секундаккордов, то можно выделить их частичное использование для переходов к другим аккордам, для украшения мелодии, для расширения звукоряда аккорда.

Во всем этом можно убедиться, например, прослушав записи:

группа Мельница – «Королевна»
группа ДДТ – «Мажоры»
группа Аквариум – «Нога судьбы»
группа Чайф – «Я заполняю тобой»
группа Калинов Мост – «Эпос»

Примечание: зачастую аккорды «sus2» встречаются в связке с аккордами «sus4», так как эти вещи позволяют обыграть мелодический ход даже во время аккордового аккомпанирования.

Читайте также: