Саша изабелла юрьева аккорды
Обновлено: 27.12.2024
Романсы и песни из репертуара Изабеллы Юрьевой
для среднего голоса в сопровождении фортепиано
“Музыка”, 1990г.
номер 14515
Ее портрет тиражирован на многих пластинках - взметнулись стрелки бровей, приподняты локоны над висками, безукоризнен овал. Тут явственно проступает стиль, мода, черты женского облика довоенного времени. Знакомьтесь, перед вами - королева патефона.
Детство и юность Изабеллы Юрьевой прошли в Ростове-на-Дону, и первый концерт, в котором она участвовала, проходил в парке имени Луначарского. Она спела тогда русскую народную песню “По старой калужской дороге” и получила аплодисменты, неожиданность которых ошеломила. Она еще не энапа, что природа наградила ее талантом истинным, и что судьбе будет угодно предоставить ей возможности для его раскрытия. Юной девушкой она приехала поступать в Ленинградскую консерваторию, где на фортепианном факультете училась старшая сестра. Абитуриентку прослушали. Концертмейстер А. Таскин, некогда аккомпанировавший знаменитой Анастасии Вяльцевой, точно определил, в каком направлении надо развивать молодое дарование. Он сказал, что у Юрьевой природная постановка голоса, что ей надо петь так, как дано, и не обретать вокальную школу, которая нужна оперным певцам. Ибо ее будущее -эстрада. И в дальнейшем она работала над своим исполнением только с концертмейстерами, выверяя чистоту звучания, и не обращалась к педагогам-вокалистам.
Изабелла Юрьева посвятила себя исполнению старинных русских и городских романсов в те годы, когда упоминание о них не обходилось без полуиронического эпитета "жестокий". Сам жанр, история которого восходит к началу XIX века, неоднократно подвергался незаслуженным нападкам. И все же выстоял. Благодаря удивительной жизнеспособности, обусловленной демократичностью как родовой чертой, благодаря тому, что мир чувств, заключенный в нем, - это мир, полный красоты и драматизма. Вспомним „Нищую" Алябьева, исполняя которую, И. Юрьева поражала своей необыкновенной искренностью, остротой душевных переживаний и человечностью.
Любовь и женское достоинство стали главной темой ее творчества. В старинных и цыганских романсах, исполняемых ею, в произведениях Алябьева, Варламова, Гурилева, Верстовского, в романсах двадцатого века, произведениях советских композиторов и даже в лирических песнях перед слушателем представал обаятельный образ любящей, страдающей и прекрасной женщины. И этот образ оказывался бесконечно дорог ее современникам. Покорял голос певицы - низкий, сильный, с неожиданно высокими, необычного тембра нотами и удивительно сердечными интонациями. Увлекаясь непосредственным чувством, она смело шла на импровизацию, варьирование мелодии; ее концертмейстеры импровизировали так же свободно, что придавало особый блеск исполнению. И все же этот успех у публики был скорее вопреки моде.
Тогда, в 30-40-х годах, эпоха тяготела к маршам и спортивным состязаниям. Все, что выражало глубоко личное, воспринималось как мещански ограниченное. Но если в репертуаре
Некоторое представление об исполнительской манере И. Юрьевой могут дать публикуемые в настоящем сборнике обработки, выполненные Давидом Ашкенази, известным концертмейстером, многолетним партнером певицы.
певицы и были песни советских композиторов, лирические и патриотические, некоторые протяжные русские народные песни (неверно представление, что она исполняла только городские романсы), то марши и массовые песни она петь не могла. Природа ее таланта была способна проявляться лишь в близкой ей стихии. Несмотря на огромный успех и популярность, пресса постоянно указывала Изабелле Юрьевой на излишнюю эмоциональность, чрезмерное драматическое напряжение. И думается, что хотя судьба артистки сложилась счастливо, драматическое ощущение от несовпадения содержания ее искусства и хода времени укоренилось в ней на всю жизнь. Ныне же, бросая взгляд в прошлое нашей эстрады, мы понимаем, что искусство Изабеллы Юрьевой, не будучи массовым, по-иному шло навстречу широкой аудитории и также всецело принадлежало эпохе.
Теперь, когда история восстановила в правах незаслуженно отвергнутый русский городской романс, он снова в почете. Сколько пела их Изабелла Юрьева, раскрывая каждый раз бесконечную ценность сокровенного „я". Она выступала в те времена, когда о микрофонах не было речи. Посыл слова и звука в больших залах должен быть безупречным. Этим она славилась всегда. Режиссура, ныне „обставляющая" номер, отсутствовала. Исполнитель сам без помощи эффектного антуража находил средства для передачи настроения романса или песни. Не было и эффектов оркестрового сопровождения. Рояль, в лучшем случае небольшое инструментальное сопровождение - и только.
Она пела в концертах перед демонстрацией немых кинофильмов в Ленинграде, она участвовала в сборных концертах наряду с И. Коэловским, В. Качаловым, В. Пашенной, В. Блюмен-таль-Тамариным, Н. Бравиным, В. Хенкиным в Москве, она завоевала право на сольные концерты и изъездила с ними всю страну, завоевав широчайшее признание публики.
Идет время. Меняются его ритмы. Появляются новые направления. Что-то навсегда забудется. Что-то утвердится. Но чувства, поведанные страстным, рвущимся из самого сердца голосом Изабеллы Юрьевой, будут волновать всегда.
А. ЦЫБУЛЬСКАЯ
- Нищая. Музыка А. Алябьева, слова П. Ж. Беранже, перевод Д. Ленского
- Я тебе ничего не скажу. Музыка Т. Толстой, слова А. Фета
- Жалобно стонет ветер осенний. Музыка Д. Михайлова, слова М. Пугачева.
- Он уехал. Музыка С. Донаурова, обработка Д. Ашкенази, слова неизвестного автора
- Но я знаю, ты любишь другого. Музыка С. Чарского, обработка Д. Ашкенази, слова В. Мятлева
- Когда предчувствием разлуки. Музыка Д. Ашкенази, слова Я.Полонского
- Твои письма. Музыка неизвестного автора, обработка Д. Ашкенази, слова Б. Тимофеева.
- Если можешь - прости. Музыка А. Островского, обработка Д. Ашкенази, слова И. Аркадьева
- Все, что было. Музыка Ю. Давыдова, слова П. Германа
- Только раз бывают в жизни встречи. Музыка Б. Фомина, слова П.Германа
- Саша. Музыка Б. Фомина, обработка Д. Ашкенази, слова П. Германа
- Медовый, аметистовый. Музыка В. Кручинина, слова К. Подревского
- Не надо встреч. Музыка Ю.Хаита, слова П.Германа
- Что было прежде - не вернется! Музыка Ю. Хаита, слова П. Германа
- В старом саду. Музыка О. Строка, обработка Д. Ашкенази, слова С. Степановой Мануйловой
- Белая ночь. Музыка неизвестного автора, обработка Д. Ашкенази, слова Б. Тимофеева
- Караван. Музыка Б.Прозоровского, обработка Д.Ашкенази, слова Б.Тимофеева
Читайте также: