Разрешение аккордов субдоминантовой группы

Обновлено: 19.09.2024

Альтерация в учении о гармонии – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.

Альтерироваться могут 2-я, 4-я и 6-я ступени. Изменение 7-й ступени, как правило, не считается альтерацией (это условная диатоника).

В зависимости от лада (мажор или минор) неустойчивые ступени могут быть либо повышены, либо понижены.

В мажоре 2-я ступень может быть и повышена, и понижена, 4-я ступень повышается, а 6-я понижается:

Альтерация ступеней в мажоре-1

Понижение 7-й ступени в мажоре либо ведет к модуляции (модуляционный хроматизм), либо является признаком миксолидийского лада.

В миноре 2-я ступень только понижается, 4-я ступень может быть как повышена, так и понижена, 6-я ступень может быть повышена:

Альтерация ступеней в миноре-1

В нотных примерах видно, что каждая альтерированная ступень разрешается по тяготению, заданному альтерацией: повышенная – вверх; пониженная – вниз.

В результате альтерации аккорд сохраняет свое функциональное и структурное (т.е. числовое) значение, однако изменяется его фонизм (окраска звучания). Например, в мажоре септаккорд II ступени с повышенной примой (II7♯1), являясь септаккордом, звучит как малый мажорный секундаккорд (как D2):

В миноре аналогично звучащий аккорд будет записан иначе (активный энгармонизм):

В гармоническом мажоре на пониженной 2-й ступени образуется мажорное трезвучие (II 1 5). Однако чаще употребляется II6 1 5. Его использование аналогично диатоническому секстаккорду II ступени (II6) и неаполитанскому секстаккорду (в миноре):

II6-1-5 в мажоре-1

Но наиболее распространенным видом альтерации аккордов субдоминантовой группы является повышение 4-й ступени в мажоре и миноре:

DD, DD7, DDVII7-1

Повышенная 4-я ступень образует острое вводнотоновое тяготение в доминанту, аналогичное тяготению 7-й ступени в тонику лада.

4-я ступень входит в звуковой состав II7 и его обращений как терцовый тон, а в IV7 и его обращения – как основной тон (прима). II7♯3 и IV7♯1 соотносятся с D35 аналогично соотношению D7 и VII7 с Т35. Таким образом, II35 и II7 c повышенной терцией, а также IV35 и IV7 с повышенной примой можно назвать D к D, или двойной доминантой (DD – термин Г. Римана), причем аккорды 2-й ступени с повышенной терцией обозначаются II♯3 или DD, а аккорды 4-й повышенной ступени обозначаются IV♯1 или DDVII (вводная DD).

Повышение примы в септаккорде II ступени в мажоре (II7♯1) уже было рассмотрено выше.

Но одновременно с примой в II7 и его обращениях может быть повышена и терция (II7♯1♯3 или DD7♯1):

Кроме того, в альтерированных аккордах субдоминантовой группы в мажоре может быть понижена 6-я ступень (аналогично понижению 2-й ступени в альтерированных аккордах доминантовой группы), являющаяся квинтовым тоном в II7 и терцовым – в IV7.

Понижение VI ступени способствует образованию в составе этих аккордов следующих хроматических интервалов :

%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8b-%d1%85%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b8%d1%87%d0%b5%d1%81%d0%ba%d0%b8%d0%b5-%d0%b2-%d1%81%d0%be%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%b2%d0%b5-%d0%b0%d0%bb

II43 с повышенной примой, повышенной терцией и пониженной квинтой в мажоре (DD43♯1 5) и IV65 с повышенной примой (DDVII65 3) в одноименном миноре энгармонически равны (активный энгармонизм) и звучат, как малый мажорный септаккорд (ложный доминантсептаккорд). Сыграйте эти аккорды, сравните их звучание и разрешите их разными способами (в D53 и в K64):

Ложный D7-1

Перед аккордами альтерированной субдоминанты (DD) используются аккорды тоники (Т53, Т6), неальтерированной субдоминанты (VI, S, S6, II6, II7 с обращениями, IV7), а также консонирующей доминанты (D35, D6).

Разрешаются аккорды альтерированной субдоминанты в аккорды Т на ближайшем басу с учетом тяготений (II ступень разрешается в III, IV – в V, VI – в V, а I ступень остается на месте, III ступень также остается на месте как устойчивая):

Ложный D7 - разршение в К64-1

При разрешении аккордов альтерированной субдоминанты в аккорды D (например DDVII65 в D) образуются параллельные квинты. Их можно избежать, заменив (по возможности) DDVII65 на DD43 или изменив расположение аккордов.

В каденции перед K64 преимущественно используются аккорды субдоминантовой группы, с IV повышенной и VI ступенями в басу: II65♯3 (DD65), II43♯3 (DD43), IV7♯1 (DDVII7) и IV65♯1 ( DDVII65).

Аккорды альтерированной субдоминанты (DD) могут также использоваться в проходящих оборотах:

Альт. S в качестве проходящих аккордов-1 в мажоре-1-1

Альт. S в качестве проходящих аккордов в миноре-1

Альтерированные аккорды субдоминанты и доминанты весьма распространены в джазе. В отличие от классической гармонии параллельные квинты и прямое движение всех голосов здесь являются нормой:

Альтерированные аккорды в джазе-1

Share this:

Like this:

Like Loading.

Хроматизм
Хроматизм (от др.- греч. χρωμα — цвет, краска) — полутоновое изменение (повышение или понижение) звука, а также движение по полутонам.

Для повышения или понижения ступеней основного звукоряда без изменения их названия используются знаки альтерации:

бемоль ♭ — понижение на полутон;

дубль-диез x — повышение на тон;

дубль-бемоль ♭♭ — понижение на тон.

бекар ♮ — отказ от альтерации

Знаки альтерации, стоящие в начале нотной строки (при ключе) называются ключевыми. Они действуют на протяжении всего произведения либо его части, раздела во всех голосах и октавах.

Знаки альтерации перед нотой называются случайными. Каждый случайный знак альтерации действителен лишь в пределах одного такта, в одном голосе, в одной октаве.

Xроматизмы подразделяют на мелодические (в мелодии) и аккордовые (в гармонии).

%d0%b2%d0%b2%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%be%d1%82%d0%be%d0%bd%d0%be%d0%b2%d1%8b%d0%b5-%d1%85%d1%80%d0%be%d0%bc%d0%b0%d1%82%d0%b8%d0%b7%d0%bc%d1%8b-1

Альтерация

Первоначально понятие альтерации (от позднелат. alteratio — изменение) возникло в связи с двояким начертанием звука В (си-бемоль), встречавшимся уже в X в. Круглым знаком обозначалась нота более низкая (или «мягкая», франц.— mol, отсюда термин бемоль); прямоугольным — более высокая («квадратная», франц. саrre, отсюда бекар); знак долгое время (до конца 17 в.) был равнозначным вариантом бекара.

На рубеже 17-18 вв. с внедрением в музыкальную практику темперированного строя и расширением в связи с этим круга тональностей были введены двойные знаки альтерации: дубль-диез и дубль-бемоль .

В современной музыке в связи с тенденцией к хроматизации тональной системы выставление ключевых знаков альтерации часто теряет смысл (их тотчас же приходится отменять).

В додекафонной музыке знаки альтерации обычно ставятся перед каждой альтерируемой нотой, а двойные знаки не применяются.

В учении о гармонии альтерация (или альтерационный хроматизм) обычно понимается как хроматическое видоизменение основных неустойчивых ступеней звукоряда, обостряющее их тяготение к устойчивым звукам тонического трезвучия. Например:

Альтерация ступеней звукоряда

Аккорды, содержащие хроматически видоизменённые звуки, называются альтерированными. Таблица альтерированных аккордов (по И. В. Способину) . Важнейшие из них образуют 3 группы. Основой каждой из них является увеличенная секста, которая располагается полутоном выше одного из звуков тонического трезвучия. Например, в C-dur:

%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%b5%d1%80%d0%b2%d0%b0%d0%bb%d1%8b-%d1%83%d0%b2-6-1

Модуляционный хроматизм ведет к смене тональности – модуляции.

Читайте также: