Работа над аккордами в классе фортепиано

Обновлено: 22.11.2024

Теория музыки и упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей.

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств г.Нерюнгри

«Работа над техникой в классе фортепиано»

Выполнила преподаватель по классу фортепиано

Митрушкина Татьяна Дмитриевна

В воспитании техники у учащихся младших классов большое значение имеет освоение первоначальных навыков игры на фортепиано. Правильная посадка за инструментом, приемы звукоизвлечения, предполагающие естественность и рациональность движения рук и пальцев, хороший контакт кончиков пальцев с клавишами - та основа, без которой немыслимо техническое и музыкальное продвижение ученика.

Слуховой контроль является решающим в запоминании ребенком тех физических ощущений, которые необходимы для организации аппарата соответственно звуковым задачам.

Опора пальцев - это осязание глубины клавиши, как будто пальцы поддерживают всю руку.

Правильность движения корректируется полнотой и напевностью извлекаемо го звука.

Артикуляция пальцев, работа над независимостью их движения начинается с момента изучения legato . При игре мелодий уч-ся должен с лышать звучание полного legato. возникающего в результате спокойно и естественно «переступающих» пальцев (но никак не вдавливающих).

Хорошая артикуляция предполагает не только достаточную активность движения пальцев, но и своевременный их подъем после звукоизвлечения, без задержки на клавише дольше, чем того требует длительность звука. «Вязкие » с запозданием поднимающиеся пальцы мешают исполнение ясности ритмической четкости. Дисциплинированность пальцев воспитывается только вниманием маленького музыканта к звучанию своей игры.

Помехой в игре legato может явиться вялая артикуляция1-го пальца, когда свободный его подъем заменяется пассивным «продавливанием» клавиши.

Работа над движением пальцев не может идти в отрыве от восприятия звучания.

Попутно ученик усваивает и объединит движения, при которых кисть слегка отводится к 5-му пальцу. Эти движения необходимы для плавного исполнения legato , для выразительности, а также ощущения «дыхания» руки, они активизируются, если в игре участвуют 4 и 5 палец.

Чем шире расстояние между звуками мелодии, тем активнее объединительное движение кисти. Попутно достигается и необходимое растяжение пальцев.

РАБОТА НАД ЭТЮДАМИ

Изучение этюдов распадается на несколько этапов:

1.Сначала необходимо тщательное музыкальное осмысление - грамотная с правильной фразировкой игра в медленном темпе по частям и целиком.

2.Затем переходят к исполнению этюда в более подвижном темпе, объясняя ученику все недостатки игры.

3. Этап работа над сложными элементами, упражнениями. И лишь после этого рекомендуется окончательное объединение отдельных этюдов в целое наряду с дальнее им прибавлением темпа и продолжением работы над необходимыми упражнениями.

Желательно, чтобы этюд возможно скорее был выучен на память. Проигрывание этюда всегда должно быть полноценным в музыкальном отношении: грубая «долбежка», равно как и «болтливое» «отыгрывание» этюда приносит мало пользы. Любой быстрый пассаж в этюдах на всех стадиях изучения должен быть хорошо «пропет», пальцы четко переступая, хорошо «осязают» дно клавиши, мягче кисть сообразно с фразировкой , помогает объединительным движением. Но мере прибавления темпа степень плотности опоры пальцев в клавишах несколько ослабляется, но звук не должен становиться поверхностным: ощущение цепкости кончиков пальцев и четкость артикуляции сохраняются.

После разбора этюда наиболее эффективна работа над ним в спокойном темпе (для более подвинутых учеников). Слишком медленные темпы мешают естественной фразировке и налаживанию верных движений, слишком быстрые приводят к «забалтыванию»: ученик не успевает контролировать свои действия, не успевает воспринимать фразировку.

Важным условием технического воспитания является также умение ученика следить во время игры не только за мелодией, но и за аккомпанементом (очень часто он несет в себе функции ритмического управления движением, оставаясь в то же время на втором плане звучания).

Для построения упражнений используются элементы (мотивы) пассажей, представляющие трудность.

Многократное повторение мотива (на одном месте или с переносом руки по октавам.), которое предполагает паузы между повторами.

Такое же повторение, но сдвижением мелодии и в обратную сторону.

Беспрерывное повторение мелодии, использующее движение вверх и вниз.

Образование секвенции из вычленяемого элемента.

Элемент, трудный для одной руки, учится обеими руками в зеркальном расположении, одинаковыми пальцами.

Залогом успеха уч-ся в изучении гамм является постоянное внимание к качеству звука, плавности движения мелодической линии, четкости артикуляции пальцев.

Один американский педагог назвал гаммы «золотой жилой», которую разрабатывает пианист. Так-то оно так, только вот «золото» надо уметь извлечь, оно дается в руки не сразу.

Пользу от изучения гамм обычно видят в том, что такое изучение позволяет, во-первых, овладеть основными формулами фортепианной техникой; во-вторых, на практике познакомиться с ладотональной системой, освоить кварто-квинтовый круг тональностей; в-третьих, познакомиться с основными аппликатурными формулами; в-четвертых, выработать пальцевую четкость, ровность, беглость.

Гаммаобразные последовательности, а также арпеджио, составляют существенную часть пианистической техники.

Особенно широко гаммы и арпеджио используются в классическом стиле – в музыке Гайдна, Моцарта, Бетховена. Но сейчас рассмотрим одну из проблем, стоящую перед учащимся младшего класса, это работа над приемом арпеджио.

Звуки арпеджио размещаются по ступеням звукоряда с пропусками то одной, а то и сразу двух ступеней, в отличие от гамм, где звуки следуют один за другим подряд.

Поскольку арпеджио - это не что иное, как разложенные аккорды, естественно начать их изучение с игры самих аккордов, это поможет освоить структуру арпеджио, ощутить в руке их форму.

Можно порекомендовать следующие упражнения, позволяющие игру арпеджио – коротких и длинных:

Учащиеся младших классов могут начинать с трехзвучных аккордов, играя трезвучие и его обращения:

Пальцы активно «берут» аккорд. Затем, покачивая запястьем, приподнимая и опуская его, ощущаем, как тяжелая, весомая рука устойчиво опирается на пальцы, которые без напряжения удерживают форму аккорда.

Следующий шаг – игра коротких арпеджио сначала из трех, а затем из четырех звуков; сначала с остановками на основном тоне, каждого следующего построения, затем без остановки.

Короткие арпеджио из четырех звуков можно играть следующим образом: кисть проделывает волнообразное движение, начиная приподниматься на втором звуке, и снова опускаясь к первому пальцу.

Также можно «забирать в руку» все звуки предварительно «открыв ладонь и пальцы», т.е. рука находится на позиции аккорда, и арпеджио играется как бы внутри этой позиции.

Второй способ – это вовремя «уводить палец», едва только тот отыграл, с клавиши, переводить руку в позицию, максимально удобную для работы следующего пальца. Этот способ дает хорошую пальцевую четкость и подготавливает к исполнению длинных арпеджио.

Работа над коротким арпеджио может одновременно учить ломаные арпеджио.

При игре длинных арпеджио требуется гибкость, ловкость, пластичность. Полезно поиграть арпеджио с постепенным наращиванием тонов:

Когда подкладывание проведено, следует сразу же перенести ладонь через первый палец, чтобы она заняла свое место над следующей позицией. Можно использовать и такое упражнение:

Длинное арпеджио должность звучать как ровная мелодическая линия, без лишних толчков, движений.

Чтобы выровнять звучание надо учить арпеджио легкими акцентами на каждом первом звуке из четырех. В этом случае, акцент будет приходится на каждый палец по очереди.

Важное значение имеет слуховой контроль, т.к. неумение услышать свою игру ведет к таким распространенным ошибкам, как:

  1. Передерживание пальцев на клавишах;
  2. Ритмическая и звуковая неровность. Также надо стараться активнее работать пальцами. Полезно упражняться в артикуляции на non legato или staccato.

Техническая работа уч-ся тесно связана с развитием музыкальности, во спитание слухового самоконтроля и должна быть подчинена художественным задачам.

Для работы над классическими видами техники в старших классах школы широко используются этюды К.Черни опус 299. Близкие по характеру этюдам сб.Черни-Гермер, они отличаются большей протяженностью. Поэтому в них особенно важно освобождать руку от напряжения во время игры. Типичным примером этюда этого опуса может служить №8

Этюд основан на непрерывном движении 16-х в п.правой руки. На всем протяжении (55) тактов в фигурации нет ни одной паузы. Линия 16 -х состоит преимущественно из различных позиционных фигур, чередующихся с отрезками гамм - диатонической и хроматической, короткими арпеджио и пассажами в виде цепочки секунд.

При работе над такими чисто инструктивными сочинениями важно уделить большое внимание и художественной стороне исполнения – добиваться четкости, красоты и разнообразия звука, ясного выявления формы и т.д.

Этюд требует многократных проигрываний в результате которых только и можно по-настоящему преодолеть все его трудности и, главное, приобрести необходимую выдержу, научиться бороться с возникающими мышечными напряжениями. Сознательная, умная тренировка здесь также необходима, как в спорте.

Приступая к работе над этюдом с длительным и непрерывным движением, ученик должен знать, что при появлении усталости в руке ни в коем случае не следует продолжать игру через силу. И не только потому что это приведет к болезни рук. Надо убедить уч-ка в

том, что такая игра бессмысленна и даже вредна для преодоления трудностей этюда: играя напряженными мышцами, мы закрепляем нерационально протекающие движения и таким образом вдет по пути регресса, а не совершенствования своего исполнения.

Поэтому, когда исполнитель чувствует, что рука начинает уставать, ему следует либо остановиться, либо, - часто это целесообразнее, продолжать играть тише или замедлить темп.

Важно наметить построениям которых можно изменить характер движения рук и сделать несколько «освобождающих» кистевых движений (арпеджиообразные фигуры начиная с 17 такта) или смягчить звучность и там самым дать отдых руке.

К тому времени, когда учат этот этюд, уч-ся уже должен быть настолько подвинутым, чтобы свободно сыграть в быстром темпе каждое из звеньев фигурации. Поэтому основной задачей является сочетание отдельных звеньев в единое целое (хотя над некоторыми из них, наиболее трудными приходится работать отдельно). Для разрешения этой задачи следует учить места соединения отдельных звеньев, проигрывая по нескольку раз крайние, соприкасающиеся фигуры двух смежных звеньев.

Необходимо также побольше играть в умеренном темпе более крупные раздели этюда, включающие различные типы фигур.

При этом надо заблаговременно, когда доигрывается одно из звеньев, мысленно подготовиться к последующему, т.к.уверенное и безошибочное исполнение обусловлено точными и своевременными представлениями о наступающем изменении фигурации рисунка.

Большое значение имеет хорошее исполнение партий левой руки содержащей аккомпанемент. Эта партия написана таким образом, что она помогает исполнению фигурации. Помимо этого левая рука выполняет роль дирижера. Точное исполнение, поставленных автором пауз и освобождение на них лев.руки способствует уменьшению напряжения в правой,

Наконец, нельзя забывать, что хорошее исполнение сопровождения способствует большей музыкальной осмысленности, а это всегда благотворно отражается на чисто техническом прогрессе.

Поэтому, несмотря на то, что п.левой руки более легкая, над ней надо работать столь же тщательно, как и над фигурациями.

Чтобы извлечь из этюда максимальную пользу, важно обратить внимание не только на технические задачи, но и на более тщательную музыкальную отделку произведения. Надо помнить, что работа над хорошим качеством звучания, над фразировкой даже в самых элементарных технических фигурах – все это способствует успешному преодолению технических трудностей. Ученик должен понять, что достижение нужной беглости в этюде, как и в любом произведении не цель, а средство для выразительного, кравивого исполнения произведения.

Читайте также: