Прометеев аккорд на гитаре

Обновлено: 19.09.2024

Некоторые аккорды в теории музыки стали именными, так как были «придуманы» или употреблены в уникальном контексте конкретными композиторами. По большей части, это были композиторы эпохи романтизма, которая в целом ознаменовалась существенным расширением гармонического языка музыки.

Такие именные аккорды получили свои названия либо по именам самих композиторов, либо по названиям тех произведений, в которых они были использованы. Ниже — некоторые из наиболее известных именных аккордов.

Тристан-аккорд

Это на первый взгляд обычный полууменьшённый септаккорд (в классической теории музыки — «малый септаккорд»), записанный нотами фа, си, ре-диез, соль-диез, оказавшийся в роли лейтгармонии в опере Richard Wagner (1813 - 1883) «Tristan und Isolde».

тристан-аккорд тристан-аккорд

Этот диссонирующий (но, в то же время, достаточно мягко звучащий) аккорд многократно звучит в исходном произведении, преднамеренно оставаясь неразрешённым, что соответствует драматической концепции.

Согласно некоторым мнениям, этот аккорд нельзя рассматривать в терминах функциональной гармонии, согласно мнениям других — это обращение (терцквартаккорд) двойной доминанты (си, ре-диез, фа, ля) в тональности ля минор, с неаккордовым звуком — соль-диез, который тяготеет в аккордовый звук ля. В то же время, это не единственная функциональная роль этого аккорда, поскольку в других местах той же оперы он умышленно помещается композитором в другие контексты.

Аккорд «Петрушка»

Это политональное образование, использованное в балете Игоря Стравинского (1882 - 1971) «Петрушка». Формально это два мажорных трезвучия, C и F♯, взятые одновременно, создающие весьма диссонирующий аккорд. Иными словами, это два мажорных трезвучия, взятые одновременно в интервале тритона.

Можно попытаться взять этот аккорд на гитаре (проще в другой тональности, чтобы использовать открытые струны):

аккорд «Петрушка» аккорд «Петрушка»

На схеме выше струны 6,5,4 содержат мажорное трезвучие Bb (основной тон на пятой струне), а струны 3,2,1 — мажорное трезвучие E (основной тон на первой струне). Оригинальный аккорд «Петрушка» был взят в весьма похожем расположении и интервалах.

Звуки аккорда «Петрушка» составляют некую искусственную гексатонику (шестиступенную гамму), которую иногда называют тритоновой гаммой («tritone scale») или вспомогательной уменьшённой гаммой («auxiliary diminished scale»).

Прометеев аккорд

Этот аккорд появился у русского композитора и пианиста Александра Скрябина (1871 - 1915) в его «Поэме огня» и состоит из шести звуков: до, фа-диез, си-бемоль, ми, ля и ре.

Он является квартовой структурой и был назван некоторыми музыковедами «вратами» в музыкальный авангард XX века.

Можно попытаться взять этот аккорд на гитаре (проще в другой тональности, чтобы использовать открытые струны):

Читайте также: