Последовательность аккордов вместе с мелодией
Обновлено: 12.11.2024
. А сегодня – об аккордах, что это такое и как их совмещать с мелодией.
Что такое аккорд
В прошлой статье я говорил, что в каждой гамме есть тоника. Давайте возьмем гамму «ДО-мажор», и сыграем одновременно ее первую , третью и пятую ноту, до , ми и соль :
Мы услышали созвучие из трех нот, создающее довольно светлую, бодрящую атмосферу. Это – мажорный аккорд , а конкретнее, аккорд «до-мажор». То есть для того, чтобы получить аккорд нужно взять одновременно первую, третью и пятую ноту гаммы .
А что, если взять первую, третью и пятую ноты гаммы «ЛЯ-минор», ля , до и ми ? Давайте попробуем:
Звучит грустно. Это – минорный аккорд, аккорд «ЛЯ-минор».
Если построить по такому принципу аккорды от всех остальных нот до-мажорной гаммы, то мы получим такой список:
* Рэ-минор
* Ми-минор
* Фа-мажор
* Соль-мажор
Я не упомянул ноту СИ, поскольку от нее ни мажорный, ни минорный аккорд не получается. Так что, пожалуй, эту тему пройдем мимо.
Подбираем аккорды
Если в музыкальной композиции использовать один аккорд – будет скучно. Гораздо веселее, когда аккордов несколько, например, три:
Первый аккорд, до-мажор , построен от тоники, первой ноты. Второй, фа-мажор , от четвертой ноты. Третий, соль-мажор , от пятой ноты. И в самом конце снова играем первый аккорд, до-мажор .
Вы заметили, что между аккордами существует такое же тяготение, как между нотами в гамме? Если бы выше не прозвучал заключительный аккорд, до-мажор, у вас возникло бы ощущение незавершенности – желание, чтобы он все-таки прозвучал:
На этом принципе тяготения построена вся музыка.
А по какому принципу подбирать аккорды?
Самый простой вариант – брать аккорды, построенные от первой, четвертой и пятой ноты гаммы. Для тональности до-мажор мы уже определили аккорды – до , фа и соль мажор . Теперь попробуем подобрать аккорды к ля-минору:
Получается ля , рэ и ми-минор .
Но постоянно использовать только одни эти аккорды для мажора и минора – неинтересно. Поэтому есть такая полезная штука, как кварто-квинтовый круг :
На нем нарисованы какие-то непонятные буквы – это названия нот:
Если стоит просто большая латинская буква , значит это мажорный аккорд: C – аккорд «до-мажор» . Если после большой латинской буквы стоит маленькая буква m , то это минорный аккорд – A m соответствует аккорду «ля-минор» .
Сейчас для нас все, что не входит в красное выделение, ненужно, поэтому убираем лишнее:
Если нам надо построить последовательность аккордов (прогрессию) для гаммы (а, правильнее сказать, тональности) до-мажор , пробуем любые комбинации из представленных на скрине выше аккордов с одним простым правилом – цепочка должна закончиться аккордом «до-мажор» .
Например, так будет звучать цепочка « C -Am-G- C »:
Хорошо, а что если придумать прогрессию для ля-минора? Послушаем, как будет звучать « Am -Dm-F- Am »:
Совмещаем аккорды с мелодией
Самый простой вариант – на каждый аккорд играть одну и ту же мелодию :
Мы придумали простую мелодию в тональности до-мажор , и играем ее же на аккорды до , фа и соль . На последний же аккорд мы играем просто ноту до, чтобы в нее разрешилась нота си, звучавшая в конце мелодии.
Теперь давайте внесем разнообразие – каждый раз будем немного менять мелодию :
Или можно заморочиться:
Это – кусок из одного моего трека, который у меня лежит в качестве дэмо-записи. Тут на каждый аккорд играется своя мелодия (правда, с неизменным ритмическим рисунком), подчеркивая особенности того лада, которому соответствует звучащий аккорд.
Трек написан в тональности «ля-минор», и имеет такую последовательность аккордов: Am -F-G- Am . Мы знаем, что из тональности «ля-минор», выбрав за тонику ноту ФА, получим лидийский лад, и выбрав ноту СОЛЬ, получим миксолидийский лад. И если послушать пример внимательно, то:
* На аккорде ЛЯ-минор (первый аккорд) мелодия создает грустную, печальную атмосферу, что типично для натурального минора.
* На аккорде ФА-мажор (второй аккорд) , напротив – светлое, слегка мечтательное настроение, поскольку звучат характерные для лидийского лада ноты.
* На аккорде СОЛЬ-мажор (третий аккорд) мелодия навевает некую радость, свойственную миксолидийскому ладу.
* И снова звучит ЛЯ-минор (четвертый аккорд) , возвращая нас в грусть и печаль.
Далее всё повторяется по второму кругу.
Эпилог
Итак, теперь мы умеем сочинять мелодии и придумывать под них аккорды. На этом я закрываю тему о нотах, гаммах, аккордах и всего прочего – в следующих статьях расскажу кое-что об аранжировке.
Читайте также: