Пасош увула искать себя аккорды

Обновлено: 19.09.2024

Москва, прошлый четверг. Я сижу на кухне и пью чайный сбор под названием «Эликсир молодости», привезенный двумя третями группы «Пасош» из Нальчика, где они выступили с акустическим концертом на фестивале «Платформа». Гитарист Кирилл Городний готовит суп, остальные опаздывают. Для меня, как для человека, отъездившего с ними полтора тура, — это дело привычное. Злиться не на что, потому что мы никуда не спешим, но в это время в Санкт-Петербурге нас в Zoom ждет вокалист «Увулы» Леша Августовский. Повод — записанный совместно с ним альбом под названием «Снова возвращаюсь домой». Как говорят сами музыканты, они воспринимают запись в первую очередь как то, что сыграла группа из четырех человек, однако название «Пасош & Увула» заставляет задуматься о том, кого на альбоме больше.

Действительно совместный альбом

Несмотря на то, что лирический герой «Пасош» взрослеет с каждой записью, эликсир молодости — это то, что он явно хотел бы найти: уже на прошлом альбоме среди прочих проблем у него появились больные спина и желудок. На «Снова возвращаюсь домой» нет таких примет возраста, однако вокалист и басист «Пасош» Петар Мартич в какой-то момент нашего разговора говорит о параллели нового альбома с их вторым. На «21» у героя только начиналась серьезная жизнь, и он думал, что что-то должно поменяться, а теперь понимает, что ничего не происходит по щелчку и не становится понятнее. Мартич время от времени словно цитирует сам себя, подтверждая эту статичность, Городний добавляет, что их товарищ Евгений Алёхин из «Макулатуры» как-то раз сказал им, что после тридцати все же становится чуточку проще. Все ненадолго замолкают, потому что никому из присутствующих тридцати еще нет.

Больше всего от «Увулы» в альбоме звука. Это замечаю я и отмечают сами музыканты. Если записи «Пасош» редко уходят от конкретики, как в текстах, так и в звуке, то здесь звук полон воздуха, ревера, он стал более абстрактным, и поначалу слышать знакомые голос и гитару в таком варианте довольно непривычно. Я полюбил «Снова возвращаюсь домой» не с первого раза. Совместные записи современных гитарных групп обычно отдают какой-то необязательностью, как в том, что вместе сделали Cloud Nothings и Wavves, или одна группа просто поглощает другую, как произошло с Naked Giants, на время ставших участниками Car Seat Headrest. Здесь нет ничего подобного — эта запись кажется действительно совместной.

«Нормально иногда чувствовать себя плохо»

Санкт-Петербург. Этот вторник. Я задаю Августовскому вопрос, который не успел задать во время прошлого интервью: насколько работа с «Пасош» отличалась от того, что он делает каждый год — у группы уже выходили записи с Saluki, «Источником» и Foresteppe. Выясняется, что они были сделаны из демо-записей и преимущественно с использованием компьютера, в то время как альбом с «Пасош» записывался в студии. Это новый для него опыт, и вырос он из совместных демок, записанных у Городнего дома вместе с Августовским (на тот момент они жили по соседству). Каждая из песен придумана кем-то из них, после чего уже доведена до ума сначала при помощи демо-версии, записанной в Garage Band, а затем вместе с Мартичем и барабанщиком группы, Гришей Драчем в Powerhouse. Эти демо-версии были созданы в Москве, но затем в дело вступил Петербург.

Августовский говорит, что идея поездки на запись в Петербург сработала: это дало альтернативное восприятие музыке, записанной в Москве. Как он формулирует, «смена обстановки дала положительные дополнительные импульсы». К тому же, он и так каждое лето он проводит в городе с целью записи с «Увулой» (Августовский живет и учится в Москве, в то время как большая часть группы продолжает оставаться в Петербурге). Поэтому это время, когда «место встречи изменить нельзя»: время репетиций, придумывания новых песен, их аранжировок, время лучшего понимания нового материала. Немного этого времени пришлось потратить и на запись с «Пасош», однако работали они на легендарной студии «Добролет», где записывается Августовский, и работали со звукорежиссером «Увулы» Матвеем Авериным. Вокал музыканты записали на Финском заливе дома у Аверина, и Мартич говорит о том, что природа дала ему сил для написания текстов. Интересным образом, залив и Москва, упоминаемые на альбоме, словно зеркалят друг друга, показывают, что эта история сделана практически пополам. Для тех нетерпеливых, кто уже ждет новых записей, Августовский отмечает, что новый материал «Увулы» не выйдет в этом году, хотя его планируется записать, примерно то же говорят и его коллеги из «Пасош»: придуманный весной во время джем-сессий в Белграде новый альбом будет записываться осенью и выйдет только в первой половине следующего года.

Подобные параллели и схожести можно находить еще долго — сам Августовский отмечает, что если альбом начинается со слов Мартича, то заканчивается словами Леши. Мартич добавляет, что для него самого закольцовываются первая и последняя песни: если в первой он поет о том, как сложно принимать важные жизненные решения в те моменты, когда все вокруг бегут, то в последней — о том, как важно бывает просто закрыть глаза и подышать. Он также говорит о важности того, что проживаемый и описываемый им опыт не уникален: «Все через это проходят. Все думают, что … [плохое] происходит только с ними и думают, что только они неуверенные, только они грустят, и только они одиноки. Но в том или ином виде это происходит у всех. И это нормально. Нормально иногда чувствовать себя плохо. Главное — не утонуть в этом, понять, что ты не один». Августовский под конец интервью похожим образом отвечает на мой вопрос о вещах, которые он намеренно не пускает в музыку — о том, что он чувствует свою ответственность за сказанное перед слушателями и то, как оно может повлиять на людей.

«Коронавирус напомнил людям о том, что они занимаются музыкой не только чтобы продавать билеты на концерты»

Дух совместной работы, полной импульсов, эйфории и энергии чувствуется на «Снова возвращаюсь домой» с самого начала и благодаря хору, где все четыре музыканта проникновенно поют «все не так», в одноименной песне. Эта общность вообще кажется важной темой если и не для российской музыки в этом году, то как минимум для участников записи, в первую очередь, для Городнего, Мартича и Драча, основавших в начале года лейбл «Домашняя работа», на котором и выпущен альбом. В конце прошлого года Городний, подводя итоги года в местной музыке, написал, что сцена теперь кажется ему окончательно разобщенной, довольно сложно в таком контексте не рассматривать появление «Работы» как реакцию на это. Сейчас Кирилл настроен более оптимистично: «В этом году изменения, как ни странно, происходят в лучшую сторону. История с коронавирусом и с карантином, в частности, напомнила людям о том, что они занимаются музыкой не только ради того, чтобы продавать билеты на свои концерты».

Мартич добавляет, что оператор Никита Зеленый, съездивший на запись альбома в Петербург, уже снимает клипы другим музыкантам лейбла, а художница и арт-директорка лейбла Наташа Гончарова — начала работать с исполнительницей «Ушко». Сообщество и нетворкинг дают свои плоды, и одним из самых главных сейчас кажется «Снова возвращаюсь домой», работа над которым началась после выхода Августовского с самоизоляции.

Отголоски карантина чувствуются на «Снова возвращаюсь домой», но только в паре строчек: в заглавной песне Августовский поет «Мы пропадаем в лесах, воем от закрытых границ, все, что нам было так важно, сузилось до единиц». Однако главное высказывание на альбоме о духе времени на альбоме — это «Стоп-слово», набросок для которой написал Августовский: «Слово „нельзя“ — мир вокруг тебя». Как и в случае песни «Несчастный случай», он выделяет ее как нетипичную для себя, вдохновленную тем, что он в последнее время слушает: эмо-вайоленс, Swans, Have a Nice Life и Unwound — на медленный пост-хардкор в духе последних песня похоже больше всего. Песня рассказывает о важности объединения против неправды: «Это, отчасти, наша задача — использовать свое мнение и свою готовность высказаться не просто для привлечения внимания к проблемам, а для разумного объединения. Для того, чтобы люди чувствовали, что они не одни. И если они чувствуют несправедливость, то они должны объединяться с теми, кто будет им помогать переживать и преодолевать это».

Мартич говорит о «Стоп-слове» как о социальном комментарии со стороны Августовского (практически у каждой песни на альбоме был ответственный автор, либо Мартич, либо Августовский, он и предлагал основную идею, после чего оба брались за нее с разных сторон). Постоянно отказывавшийся от политических трактовок одной из самых популярных песен «Пасош», «Россия», Петар говорит о том, что песня далась ему достаточно трудно, поскольку опыта в высказываниях подобного рода у него практически не было. Переписанный несколько раз текст никак не получался, пока не произошли события в Сербии, где карантин сняли только ради выборов, а люди вышли на демонстрации против правящей Прогрессивной партии. На этой эмоциональной волне и были написаны его строчки для песни («Я хочу, чтобы не было чувства, что плюют на то, что мне важно», — отрывисто поет он ближе к концу). Изначально была идея выпустить песню синглом и гораздо раньше, но общим решением было принято, что было бы лучше вплести ее в контекст альбома.

Читайте также: