Нонаккорд это аккорд из
Обновлено: 27.12.2024
Нонаккорд — аккорд, который состоит из 5 нот, расположенных по терциям. Название аккорда происходит от названия интервала между его верхним и нижним звуками — нона. Цифровое обозначение аккорда также указывает на этот интервал: 9.
Нонаккорд образуется путём добавления терции сверху к септаккорду, или (что приводит к аналогичному результату) добавлением ноны к основному звуку того же септаккорда. Если интервал между нижним и верхним звуком — большая нона, то нонаккорд называют большим. Если интервал между нижним и верхним звуком — малая нона, то нонаккорд называют малым.
Доминантовый нонаккорд
Наибольшее распространение получили нонаккорды, построенные на II и V ступенях. Нонаккорд, построенный на V ступени, называется доминантовым нонаккордом (построен на доминанте). Обратите внимание: прослеживается аналогия с септаккордами (напомним, что самыми распространёнными септаккордами являются септаккорды, построенные на II и V ступенях); септаккорд на V ступени называют доминантсептаккордом. Зная аналогию, запомнить просто.
Нонаккорд является диссонирующим аккордом. Доминантовый нонаккорд является акустически правильным диссонансом.
Рисунок 1. Пример нонаккорда (C9)
Обращения нонаккорда
В любом обращении нонаккорда, нона должна быть всегда сверху.
- Первое обращение называется секстсептаккорд и имеет цифровое обозначение 6 /7.
- Второе обращение называется квартквинтаккорд и обозначается 4 /5.
- Третье обращение называется секундтерцаккорд, обозначается 2 /3.
Разрешения нонаккорда
Большой нонаккорд разрешается в мажорное трезвучие. Малый нонаккорд разрешается в минорное трезвучие. В обоих случаях пропадают две ноты, поскольку нонаккорд содержит 5 нот, а трезвучие — три. Далее приводим разрешения обращений нонаккорда:
- Первое обращение разрешается в основное тоническое трезвучие.
- Второе обращение разрешается в септаккорд тонического трезвучия.
- Третье обращение разрешается в секстаккорд тонического трезвучия.
Практика
Данные аккорды широко используются в джазовых и блюзовых композициях. Они придают мелодии расслабленное, лирическое настроение, намёк на лёгкую недосказанность.
Читайте также: