Нон аккорды на гитаре
Обновлено: 09.11.2024
Продолжая разбор всевозможных сложных аккордов, мы не можем не вспомнить о нонаккордах, аккордах с девятками, то есть с настроенной девятой ступенью.
Подобные аккорды могут, как состоять из нот звукоряда, так и выходить за пределы обычных гамм.
Аккорды с девятками получили название нонаккордов благодаря добавочным девятым ступеням (нонам), строящимся от основной ноты аккорда.
И даже если просто на пальцах сосчитать до девяти, не составит труда определить девятый тон для каждой основной ноты:
Даже визуально несложно уловить закономерность, при которой девятка каждый раз приходится на следующую ноту после основной, только уходит в сторону на целую октаву.
Фактически девятый тон мы должны были считать в следующем порядке:
C(1) – D(2) – E(3) – F(4) – G(5) – A(6) – H(7) – C(8) – D(9)
Варианты нонаккордов: 9 и add9
Чаще всего в музыкальной литературе и аккордах популярных исполнителей вам могут встретиться всего 2 варианта нонаккорда:
а) нонаккорд с септимой (состоящий из 5 нот: тоника, терция, квинта, септима, нона), который обозначается просто цифрой 9 добавляемой к минорному или мажорному аккорду.
Пример: D9, Fm9, A9, Am9, Hm9, G9
б) нонаккорд без септимы (состоящий из 4 нот: тоника, терция, квинта, нона), который обозначается как «ADD» и цифра 9, добавляемые к минорному или мажорному трезвучию.
Пример: Dadd9, Fmadd9, Aadd9, Amadd9, Hmadd9, Gadd9
ОТЛИЧИЕ – в первом случае септима (7-ка) является обязательной ступенью, которая в записи просто опускается, чтобы не захламлять запись. Второй вариант септиму исключает (add означает, что между трезвучием и заданным тоном других нот не будет).
В обоих случаях 9-я ступень является настроечной, добавочной, так как выходит за рамки обычного трезвучия или даже септаккорда!
Применение нонаккордов
В музыке вы можете встретить ноаккорды крайне нечасто. И хотя их применение существенно украшает мелодию и звукоряд, о них всегда забывают.
Ноаккорды придают теме неординарности, некой диссонансной мелодичности, способствуют связи аккордовых последовательностей.
На практике встретить все эти вещи можно в романтических балладах, романсах, блюзах, джазе.
Нонаккорды (аккорды с девятыми ступенями) зачастую используются на 2-й и на 5-й ступенях гаммы.
К примеру, очень здорово звучит последовательность типа:
Девятка на пятой V ступени натурального мажора и минора:
Девятка на второй II ступени натурального мажора и минора:
Повышение и понижение ноны
Если в аккорде встречается девятка, то есть нона, по умолчанию подразумевается девятая ступень натурального звукоряда.
Если же необходима иная вариация аккорда, к цифре девять может добавляться знак минуса и плюса. Но такие аккорды звучат не слишком хорошо. Вот несколько примеров:
C-9 или C9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – B(7) – Db(-9)
Cadd-9 или Cadd9- состоит из нот: C(1) – E(3) – G(5) – Db(-9)
Напомним, add означает, что седьмой тон из аккорда выбрасываем, а плюсы или минусы изменяют нону на полтона вверх или вниз.
Возможно, все это покажется новичку очень сложной математикой, но на деле все гораздо проще.
Например, нонаккорд часто используется даже дворовыми музыкантами, которые добавляют дополнительные ноты, обыгрывают мелодии, не вникая в ее теоретические основы.
И вы сами, наверняка, не один раз слышали нонаккорды, хотя можете об этом и не подозревать. Но стоит вам немного познакомиться с девятыми тонами, как вы сами станете применять их во всех своих песнях!
Не верите? А вы попробуйте добавить мизинцем в обычный до-мажор нотку ре (вторая струна на третьем ладу) или в ми-минор ноту фа-диез (первая струна второй лад).
Читайте также: