Нина шацкая три аккорда
Обновлено: 26.12.2024
Создатели шоу «Три аккорда» изо всех сил стремятся к музыкальному изобилию. Проект, задуманный как гимн настоящему местному фольклору, разрастается в самые разные стороны и, того и гляди, загрохочет чем-нибудь совсем не шансонным. По крайней мере, в этом сезоне в программе участвуют артисты, способные удивить там, где вроде бы и удивляться нечему.
Если уж начистоту, то эта программа все еще щекочет нервишки даже тем, кто ее не смотрит. Последние готовы заочно кричать «караул!» и требовать убрать детей от экранов, чтобы не испортить им музыкальный вкус. Те же, кто шансона не боится, всерьез опасаются за свои любимые песни, которые непременно будут перемолоты безжалостной телемашиной и, конечно же, достанутся артистам, в этом жанре толком ничего не понимающим. Кстати, оба опасения вполне оправданны, но они не отменяют того, что «Три аккорда» — в немалой степени проверка на вшивость для многих звезд. Им и правда там нелегко. Живой звук, прямой эфир, а значит, только один дубль плюс незнакомый материал и жюри, где Розенбаум строго шевелит усами, а Новиков, бывает, ухмыляется. Прибавьте к этому актерскую задачу. Нужно же прочувствовать всю эту полублатную романтику и драмы работников ножа и топора, а потом сыграть перед камерами. И аргументы в духе «я, если честно, не совсем актер/актриса» здесь не принимаются.
В общем, сомнений у участников проекта должно быть хоть отбавляй, но артистический кураж по-прежнему вдохновляет на решительный бросок на амбразуру. Причем в этом сезоне среди решившихся обитатели чуть ли не разных планет, артисты, которых иногда очень трудно представить в одном проекте: от Родиона Газманова до Леонида Серебренникова, от Нонны Гришаевой до Аи из группы «Город 312». Еще труднее в подобных декорациях было представить диву русского романса Нину Шацкую, однако страсть, с которой она исполнила «Институтку», могла навести на мысли о том, что романс и шансон ближе, чем можно предположить.
«Институтка» — настоящий жестокий романс про сложную женскую судьбу, — сказала Нина Шацкая в беседе с «МК». — Я давно хотела это спеть по-театральному. За «Институтку» берутся разные певицы в разных жанрах, но не решаются представить ее на большой сцене. Кулуарные посиделки или небольшие концерты, но вот чтобы на телевидении такое исполнять… Лайма Вайкуле ее пела, но у нее рафинированный, не драматический подход. А мне было всегда интересно сделать что-то приличное из песни, к которой многие почему-то относятся свысока».
У поклонников Нины Шацкой, наверное, есть множество причин думать, будто певица тоже смотрит на шансон свысока. Она из семьи респектабельного дирижера, получила отличное образование и выступает, как правило, в академических залах. Но сама певица уверена, что именно семейные традиции помогли ей сформировать свое отношение к разной музыке.
«Папа играл джаз, но и эстрадную музыку тоже исполнял, — вспоминает Нина. — Мое детство пришлось на конец семидесятых — начало восьмидесятых, и в это время на радио и ТВ была доступна только советская эстрада. Но отец ездил за границу и привозил виниловые пластинки. У нас была изумительная коллекция. The Beatles, Том Джонс, Earth Wind & Fire и многое другое, так что я выросла на очень качественной музыке, и петь мне хотелось музыку разную. Мы никогда не были музыкальными снобами, дома у нас и частушки звучали. Любая хорошо сделанная музыка для меня имеет право на существование».
Примечательно, что свою симпатию к шансону Нина Шацкая примерно раз в сезон, то есть четыре раза в год, превращает в так называемый хулиганский концерт. Это мероприятие клубного характера, проходит для близких и друзей и посвящено песням, которые в более привычной концертной практике Нина не исполняет. Но ажиотаж, царящий на этом ежегодном хулиганстве, намекает на то, что от певицы с удовольствием ждут подобных экспериментов.
«Клуб набивается битком, — смеется Нина. — Так что многие вещи, которые звучат в «Трех аккордах», я уже пела. И «В кейптаунском порту», и «Институтку» хорошо знала, просто для моих слушателей эти песни не очень сочетаются с моим образом».
Нина Шацкая стала одной из самых ярких участниц шоу «Три аккорда». Фото: пресс-служба первого канала
Когда несколько лет назад Нина Шацкая вдруг заявилась в шоу «Голос», это тоже вроде бы совсем не сочеталось с образом артистки, которой в своем жанре уже ничего доказывать не нужно. Как вспоминает сама певица, на решение постучаться в эту дверь ее вдохновил Дима Билан, который в ранних сезонах взял для дуэта из своей команды песню из репертуара Шацкой. Речь шла о произведении на стихи Анны Ахматовой. Сама Нина сделала целый цикл таких песен, и в этот проект пришлось вложить немало сил, однако певица все время выслушивала закулисные мнения о том, что такой материал не имеет никаких шансов понравиться массовой аудитории. И вот песня звучит на аудиторию, массовость которой трудно переоценить, и потом все сопровождается в соцсетях немалым интересом публики к жанру, казалось бы, совсем не современному.
«И тогда я решилась и поняла, что для меня будет вполне достаточно, если это дадут спеть хотя бы на слепых прослушиваниях. И ничего страшного, если никто не повернется. Но повернулись, — говорит певица. — А уж шансон — вообще мой жанр, потому что по французским меркам шансон — это городской романс».
Наверное, есть какой-то неудобный момент в том, что артисты, которые десятилетиями выходят на сцену и купаются в аплодисментах и любви публики, вдруг должны выслушивать разной степени одобрения оценки жюри. Особенно когда степень успеха конкурсанта и того, кто его оценивает, в общем, сопоставимы. Но такие уж правила, поэтому нервничать приходится даже очень уверенным в себе артистам. Правда, бывают и приятные сюрпризы.
«Иногда мы сталкиваемся за кулисами с членами жюри и можем перекинуться с ними парой слов, — говорит Нина Шацкая. — И я, конечно, не ожидала, что услышу в свой адрес столько слов любви. Многих из жюри я знаю с первых своих шагов на сцене. Я еще с начала девяностых знакома и с Александром Розенбаумом, и с Александром Новиковым, и с Трофимом, который, кстати, подарил мне одну из своих песен. И когда они меня видят, то от них идет такой поток добра, что меня это трогает до слез. Даже в соцсетях иногда читаю: мои высокие баллы — это потому, что жюри ко мне так хорошо относится. Я и правда чувствую себя в облаке любви, и это огромное счастье».
Для всех участников проекта оценки, выставленные жюри, конечно, могут быть и комплиментами, и чем-то вроде прохладного душа. Но в данном случае речь идет об исполнителях, карьера которых вряд ли зависит от того, как на них посмотрят коллеги. И, возможно, поэтому за кулисами программы царит культ кота Леопольда, призывавшего: «Ребята, давайте жить дружно!»
«Нам редакторы сказали, что в этом сезоне невероятно дружный и доброжелательный состав конкурсантов, — делится своими впечатлениями Нина. — Обычно прибежали, отснялись и убежали, но у нас всегда складывалось общение, мы поддерживали друг друга, когда кто-то получал оценки, не совсем совпадающие с нашим мнением. Для меня, например, Сергей Минаев стал настоящим открытием, когда я увидела, как он импровизирует на сцене. Нонну Гришаеву знаю очень давно, и она, конечно, мастер. Очень понравилась мне Ира Медведева, совершенно потрясающая Ая, которая любую песню мгновенно интерпретирует и поет по-своему. Это было очень интересное общение».
Трудно переоценить гуманитарную ценность общения, однако артисты — люди весьма практичные и поэтому привыкли извлекать чуть ли не из всех ситуаций, в которых оказываются, какую-то осязаемую пользу. Возможность совершить довольно продолжительное путешествие по городскому романсу и авторской песне, порой в радикальных ее проявлениях, в немалой степени вдохновила Нину Шацкую на рискованное, если не сказать авантюрное телодвижение.
«Я готовлю своим поклонникам сюрприз, который абсолютно не вписывается в мои предыдущие песенные проекты, — поделилась с «МК» певица. — Даже не могла предполагать, что буду пробовать себя в этом направлении. Возможно, поплачусь за свою любовь ко всяким новым опытам, но я очень люблю находить свежие форматы, менять жанры, так что сюрприз будет».
Читайте также: