Нэшвиллская система обозначения аккордов

Обновлено: 22.11.2024

Данная статья – призыв ко всем профессиональным барабанщикам. Бывало ли у вас так, что нужно выучить тонну песен, но не хватает времени на подготовку? Тогда эта статья – для вас. Хотите ли вы записываться в студии? Тогда эта статья тоже для вас. О чем же она? О нашвиллской номерной системе.

Номерные партитуры полностью заменяют те каракулеобразные "шпаргалки", которыми пользуются многие из нас, чтобы выходить из положения при исполнении малознакомого материала. Самый большой недостаток подобных записей в том, что они понятны только вам. Даже если вы сумеете объяснить их другому барабанщику, ваши пометки не могут служить "системой ориентиров" по отношению к остальным членам группы. А вот если вы научитесь читать и записывать номерные партитуры, то обнаружите, что, вместо того, чтобы отсчитывать такты, вы на самом деле начинаете слушать других музыкантов.

Первое, что вам необходимо знать о номерных партитурах – это то, что каждый номер соответствует определенной ступени звукоряда. Вместо "до-ре-ми-фа-соль-ля-си-до" мы используем номера: "1-2-3-4-5-6-7-1". Но зачем нужны номера, когда можно воспользоваться буквами, означающими определенные ноты? Дело в том, что при записи партитур с помощью буквенных обозначений буква C – это всегда "до". Следовательно, если вы запишите всю партитуру в тональности C (до мажор), а затем певец захочет поднять тональность до F (фа мажор), вам придется писать партитуру заново. Если же для тональности C использовать номера, тогда C=1, D=2 и т. д. Однако если тональность C слишком низкая и вы перейдете в тональность F, тогда F=1, G=2 и т. д. Иначе говоря, когда вы записываете партитуру номерами, ее можно сыграть в любой тональности.

Теперь давайте рассмотрим структуру номерных партитур. Когда вы видите отдельно стоящий номер, это говорит о том, что данный аккорд играется на протяжении одного такта. Посмотрите на представленную ниже запись четырехтактного отрывка, и вы поймете, что я имею в виду.

Данный отрывок показывает, что каждый аккорд – 1, 4, 1 и 5 – следует играть на протяжении одного такта. Все аккорды "по умолчанию" являются мажорными, если нет других обозначений.

This text will be replaced

Минорные аккорды помечаются знаком "-", идущим следом за номером, например:

Если два или более номера подчеркнуты – значит, они приходятся на один такт. Это так называемый "разделенный такт" [англ. split bar]. В следующем примере каждый аккорд – 1, 4, 2 (минорный) и 5 – играется на протяжении двух долей (конечно, при условии, если размер песни – 4/4).

This text will be replaced

Номерные партитуры записываются фразами, а фразы, в свою очередь, группируются в блоки. Эти блоки помечаются либо буквой "V", если это куплет [англ. verse], либо буквами "CH" – если это припев [англ. chorus]. Вот типичная последовательность куплет/припев, записанная при помощи номерной системы:

This text will be replaced

Для более удобного восприятия блоки песни разделены линией. Обратите внимание, насколько структура блоков бросается в глаза. С первого взгляда видно, что в куплете три четырехтактных фразы, а последняя фраза припева состоит из пяти тактов. Справа от каждого блока я набросал барабанные паттерны. Это очень удобный способ запоминать свои партитуры во время "живого" или студийного исполнения. Всегда имейте при себе карандаш для личных пометок. На студийных сессиях ритмические рисунки для бас-барабана часто меняются в зависимости от предпочтений продюсера.

Хотя в номерных партитурах используются многие традиционные нотные символы (например, знаки повтора), существуют также и уникальные символы условного обозначения, характерные только для данной системы. Один из таких знаков – ромб, который изображается вокруг номера, когда следует играть целую ноту. Как барабанщик вы обычно исполняете ее в виде унисонного удара в бас-барабан/тарелку крэш на первой доле такта.

Вот партитура с целыми нотами, присутствующими во второй фразе.

This text will be replaced

Другой часто использующийся символ – это знак "^" ("шапочка") [если более официально - циркумфлекс]. Когда этот знак ставится над номером, это означает, что следует играть короткую ноту:

Вот та же последовательность, что и раньше, но на этот раз во второй фразе используются короткие ноты.

This text will be replaced

Хотя в последних двух случаях используются одни и те же номера, символы коренным образом меняют характер звучания фраз. В следующий раз я расскажу вам еще о нескольких условных символах, которые используются при написании точных номерных партитур.

А ниже полностью представлена записанная от руки партитура, которую я составил для недавней студийной сессии. Прежде всего обратите внимание, насколько наглядно представлена структура песни, когда она записана номерами. Поймите меня правильно: традиционные нотные партитуры прекрасно служат для аранжировок и ритмически сложной музыки. Но когда дело касается песен, гораздо проще и быстрее писать номерные партитуры, по которым и ориентироваться легче. При чтении номерных партитур вы обнаружите, что меньше задумываетесь над тем, какие ритмы вам играть, зато больше думаете о самой музыке. И это замечательно!

This text will be replaced

Автор статьи Jim Riley – барабанщик и руководитель коллектива Rascal Flatts, востребованный студийный барабанщик и внештатный продюсер. Кроме того, он дает частные уроки и несколько раз в год устраивает мастер-классы.

Читайте также: