Неаполитанский аккорд в миноре
Обновлено: 22.11.2024
Базовый курс гармонии. Содержание
Во фригийском миноре на 4-й ступени образуется мажорный секстаккорд (секстаккорд 2-й низкой ступени–♭II6), получивший название неаполитанского секстаккорда в связи с широким применением в музыке композиторов неаполитанской оперной школы.
Традиционно неаполитанский секстаккорд используется в мелодическом положении примы (2-й низкой ступени), которая, разрешаясь вниз, в 1-ю ступень лада, образует интонацию нисходящей малой секунды, придавая музыке печальный, а подчас и мрачный характер.
Наиболее употребим в кульминационных моментах формы перед кадансовым квартсекстаккордом (К64). Для неаполитанского секстаккорда (характерны те же нормы голосоведения, что и для натурального секстаккорда II ступени (II6) (в нем преимущественно удваивается терцовый тон):
Неаполитанский секстаккорд может переходить в неполный доминантсептаккорд (D7)
При переходе неаполитанского секстаккорда в другие аккорды доминантовой группы допустимо переченье:
Но предпочтительнее полупереченье. Для этого в неаполитанском секстаккорде нужно удвоить приму (2-ю низкую ступень лада):
В мажоре секстаккорд 2-й пониженной ступени относится к группе аккордов альтерированной субдоминанты. Помимо 2-й ступени в нем нужно понизить и 6-ю ступень лада. Использование его аналогично диатоническому II6 и неаполитанскому секстаккорду в миноре:
Рассмотренные выше аккорды используются и в проходящих оборотах с проходящим VI64 (в миноре) и ♭VI64 (в мажоре):
Вопросы для повторения:
- Для какого лада характерен неаполитанский секстаккорд?
- На какой ступени лада он строится?
- Почему названный секстаккорд называется неаполитанским?
- Какие тоны удваиваются в неаполитанском секстаккорде?
- Какие аккорды могут предшествовать неаполитанскому секстаккорду?
- В какие аккорды он переходит или разрешается?
- Какой тон предпочтительнее удвоить в неаполитанском секстаккорде, если он переходит в аккорд доминанты?
- Каковы особенности использования секстаккорда 2-й пониженной ступени в мажоре?
- Для какого вида мажора он характерен?
Задание
Играйте на фортепиано гармонические обороты, приведенные выше, и транспонируйте из в тональности квинтового круга.
Читайте также: