На богосьяновской открылася пивная три аккорда

Обновлено: 19.09.2024


Должен покаяться принародно, дорогие мои нахаловцы: именно я, многогрешный Фима Жиганец, в свое время «зажег» громкий скандал, эхо которого не смолкает до сих пор. А причиной послужила широко известная песенка «На Дерибасовской открылася пивная». Многие из вас, я уверен, знают это «блатное танго», хотя бы отдельные куплеты или строки. Но есть смысл освежить текст в вашей памяти, поскольку дальнейшая история связана именно с ним:

На Дерибасовской открылася пивная,
Там собиралася компания блатная,
Там были девочки – Маруся, Роза, Рая,
И гвоздь Одессы – Степка-шмаровоз.

Три полудевочки, один роскошный мальчик,
Который ездил побираться в город Нальчик
И возвращался на машине марки Форда,
И шил костюмы элегантней, чем у лорда.

Походкой ровною под коммивояжера
Являлся каждый вечер фраер из надзора.
Махнув оркестру повелительно рукою,
Он говорил: «Одно свиное отбивное!».

Но вот вошла в пивную Роза-молдаванка,
Она была собой прелестна, как вакханка,
И с ней вошел ее всегдавешний попутчик
И спутник жизни Степка-шмаровоз.

Зашел в пивную он с воздушным поцелуем
И предложил красотке Розе: «Потанцуем!
И фраерам всем, здесь сидящим, растолкуем,
Что есть у нас салонное танго».

Держась за ж…, как за ручку от трамвая,
Он повторял: «О моя Роза дорогая,
Я вас прошу, нет – я вас просто умоляю! -
Сплясать со мной прощальное танго».

Но тут Арончик пригласил ее на танец,
Он был для нас почти что иностранец,
Он пригласил ее галантерейно очень
И посмотрел на Шмаровоза между прочим.

Красотка Роза танцевать с ним не хотела -
Она до этого достаточно вспотела.
Но улыбнулася в ответ красотка Роза -
И раскраснелась морда Степки-шмаровоза.

Арону он сказал в изысканной манере:
«Я б вам советовал пришвартоваться к Вере,
Чтоб я в дальнейшем не обидел вашу маму
И не испачкал кровью белую панаму».

Услышал реплику маркер известный Моня,
Об чей хребет сломали кий в кафе «Фанкони»,
Побочный сын мадам Олешкер тети Песи -
Известной бандерши в красавице Одессе.

Он подошел к нему походкой пеликана,
Достал визитку из жилетного кармана
И так сказал, как говорят поэты:
«Я б Вам советовал беречь свои портреты».

Но наш Арончик был натурой очень пылкой:
Ударил Моню он по кумполу бутылкой,
Официанту засадил он в тухес вилкой -
И началось салонное танго!

На Аргентину это было непохоже -
Вдвоём с приятелем мы получили тоже,
И из пивной двоих нас выкинули разом:
С огромной шишкою и с фонарём под глазом.

И вот когда мы все лежали на панели,
Арончик все ж таки дополз до Розанели,
И он шепнул ей, весь от страсти пламенея:
«Ах, Роза, или вы не будете моею?!

Я увезу тебя в тот город Тум-Батуми,
Ты будешь кушать там кишмиш с рахат-лукуми,
И, как цыпленка, с шиком я тебя одену,
Захочешь спать – я сам тебя раздену!

Я, как собака, буду беречь твое тело,
Чтоб даже кошка на тебя смотреть не смела.
А чтоб к не липла ни одна к тебе зараза,
Я буду в баню в год водить тебя два раза.

Я все отдам тебе, все прелести за это,
А то ты ходишь, извините, без браслета,
Без комбинэ, без фильдекоксовых чулочек
И как я только что заметил, без порточек».

Вот так накрылася фартовая пивная,
Где собиралася компания блатная,
Сгорели девочки – Маруся, Роза, Рая
И с ними вместе – Степка-шмаровоз.

Вы спросите: ну и в чем же дело? Что тут скандального? Обычная одесская песенка.

В том-то и дело, что песенка как раз вовсе не «одесская», хотя, судя по реалиям, одесский колорит и особый акцент настолько явные, что вроде бы нет сомнений в том, где она родилась. И даже когда. Реалии настраивают на то, что речь идет о России дореволюционной. Или об эпохе нэпа (середина 1920-х). Но вот закавыка: никакого упоминания об «одесском танго» вплоть до середины 1950-х годов не сохранилось, даже полунамека.

Этот факт, может, никого бы не напряг, если бы не другое обстоятельство: при отсутствии «одесского» следа в памяти народно-уркаганской существует много упоминаний «ростовского танго», которое начиналось словами «На Богатяновской открылася пивная».

О ростовском происхождении песни писал, например, Михаил Демин в автобиографическом романе «Блатной» (настоящее имя – Георгий Трифонов, двоюродный брат известного писателя Юрия Трифонова, в первые послевоенные годы – «блатной», «законный вор»): «Средоточием ростовского преступного мира является – с незапамятных времен – Нахичеванское предместье, а также Богатьяновская улица. Улица эта знаменитая! Издавна и прочно угнездились тут проститутки, мошенники, спекулянты. Тут находится подпольная биржа, черный рынок. И мало ли что еще находится на экзотической этой улице! О ней сложено немало экзотических частушек и песен. «На Богатьяновской открылася пивная, – сообщается в одной из таких песен, – где собиралася компания блатная. Где были девочки Маруся, Рита, Рая. И с ними Костя, Костя-шмаровоз».

Если быть совсем точными, речь в песне идет не о Богатьяновской (даже не о Богатяновской) улице, а о Богатяновском переулке и о Богатяновском поселении — Богатяновке. Так что правильнее петь – «на Богатяновке открылася пивная». с распространением песни по всему Советскому Союзу переулок «перекрестили» в улицу. Вообще же название переулка, как известно каждому ростовчанину, произошло от Богатого колодезя, расположенного у подошвы Богатянского-Богатяновского спуска, недалеко от Дона.

Поэт Михаил Танич (таганрожец, между прочим), осужденный в 1947 году за антисоветскую агитацию, в мемуарах «Играла музыка в саду» вспоминал: «И вот я учусь в школе-новостройке номер 30, в знаменитом Богатяновском переулке. В том самом, где согласно песне «открылася пивная, там были девочки Маруся, Роза, Рая. ». И до тюрьмы подать рукой. Тюрьма тоже была знаменитой…».

В этой тюрьме (точнее, в следственном изоляторе, или в «Богатяновском централе») Танич тоже провел некоторое время. Стихотворение «Прогулочный дворик» он предваряет эпиграфом «На Богатяновском открылася пивная» и пишет:

Был хлеб богатяновский горек,
совсем уж не хлеб, а припек,
но пайку в прогулочный дворик
таскал я с собою, как срок.

И мы по квадрату ходили,
а там, за колючей стеной,
сигналили автомобили
вблизи знаменитой пивной.

В конце 1950-х словами «На Богатяновской открылася пивная» начинали танго певица и актриса Стронгилла Иртлач и актриса Ольга Лебзак, хотя далее уже шел «одесский» текст. Писатель Андрей Синявский (Абрам Терц) в очерке «Отечество. Блатная песня» опять же приводит классическое начало песни (правда, исказив название переулка): «На Багартьяновской открылася пивная. ». Так же пел порою и Аркадий Северный. При этом объяснял: «Во время скитаний по свету мне пришлось слышать много вариантов этой популярной одесской песни. И что это за Багартьяновская улица? Бесполезно искать ее в современной Одессе. Она растворилась в потоке новых названий. ».

Но мы-то знаем, что бесполезно искать такую улицу и в старой Одессе. А вот в Ростове Богатяновскую найти легко. Однако одесситы с таким поворотом событий категорически не согласны.

«Голосок твой нехорош: Слишком грубо ты поешь»

Основная претензия очевидна: если ростовская песня была так популярна, почему же ее текст не дошел до наших дней? Все то, что сегодня мы знаем, имеет отчетливый «одесский» колорит. Где же тут Ростов-папа?

Действительно, с конца 1950-х годов Богатяновка начинает агрессивно выдавливаться из «блатного танго». Как мы убедились, поначалу пели «смесь французского с нижегородским», то есть ростовского с одесским, однако в конце концов Богатяновскую сменила Дерибасовская. О причинах мы поговорим отдельно, пока же хочу отметить: ростовский вариант все-таки окончательно не пропал. Оказывается, не горят не только рукописи.

После того как я поделился своими сомнениями по поводу одесского происхождения «пивного танго» (это случилось в конце 1990-х в сборнике блатных песен с комментариями и примечаниями Фимы Жиганца), мне прислал письмо Владимир Малышев:

«Слышал я эту песню от старших пацанов где-то в середине пятидесятых. Как я уже писал, улица, где открылась пивная, была действительно не Дерибасовская, а Балаклавовская, кажется? Пардон, пивная открылась, кажется, на Богатьяновской, – или что-то в этом духе.

Ну, там в основном все так же шло, по тому же сюжету:

Две полудевочки, один роскошный мальчик,
Который ездил побираться в город Нальчик,
И возвращался на машине марки Форда,
И шил костюмы элегантны, как у лорда.

А когда дошло до танцев, пошли некоторые отличия:

Держась за Раю, как за ручку у трамвая,
Он говорил: «Пошире ножки, Рая!»
И животом работал, как машина,
И говорил ей стильные слова:

«Весна придет, поедем мы в Сухуми,
Там будем есть шашлык с бараньим х.
И как цветочек я тебя одену,
А ночью всю до ниточки раздену!».

СУХУМ. Источник: Sputnik Абхазия

СУХУМ. Источник: Sputnik Абхазия

Ну дальше точно не помню, но в том же духе. Осмелюсь еще чуть процитировать:

Он заходил в Ростовскую пивную,
Тряся своим огромным х…,
И говорил он: «Раечка, станцуем
Мы на прощанье стильное танго!».

Отрывки, присланные Малышевым, позволяют констатировать: ростовская песня была гораздо грубее и откровеннее одесской. Примерно как у Маршака в «Сказке о глупом мышонке»: «Голосок твой нехорош: слишком грубо ты поешь».

Но и это не все. На сайте народных песен и современного фольклора «Поэтическая речь русских» собрана богатейшая коллекция разнообразных уголовных и уличных песен в самых разных текстовых вариантах. Один из таких вариантов принадлежит некоему Егору Ивановичу, рыбаку (год рождения 1930). Читаем:
В Ленинграде есть Ростовская пивная
Там собиралася компания блатная
Там были девочки Маруся, Люся, Рая
И с ними был их Сашка Шмаровоз

Сашка ходил всегда буржуем
Влетал в компанию с воздушным поцелуем
И приглашал он Марусю, Люсю, Раю
Протанцевать с ним чудесное танго.

Но Люся танцевать с ним не хотела
Она и так без этого вспотела
И отвернувшися от Саньки Шмаровоза
И запыхтела с быстротою паровоза

Сашка на..нул ее бутылкой
Официанту засунул в жопу вилку
. (Егор Ив. не помнит)
И началося здесь чудесное танго

С тех пор закрылася Ростовская пивная
И разогналася компания блатная
Остались девушки Маруся, Люся, Рая
И с ними был их Сашка Шмаровоз».


Авторы сайта делают пометку: «Сильно переработанная «На Дерибасовской». Интересно, а почему не наоборот: «Дерибасовская» – сильно доработанная «Богатяновская»? Тем более, как мы видим, к Ростову и Одессе прибавился Ленинград. Выходит, и «город на Неве» тоже может включиться в борьбу за авторство?

Впрочем, у одесситов есть и другие, по их мнению, мощные аргументы. Мы уже упоминали о них: явная одесская топонимика (Дерибасовская улица, Молдаванка, кафе Фанкони и т. д.) и приметы дореволюционного (или нэпманского) периода. С этим-то не поспоришь!

«Непристойный стриптиз души»

А почему бы и нет? Начнем с бесспорного факта: русское «пивное» танго создано на мотив танго «Эль чокло» (El Choclo) аргентинского композитора Анхеля Виллольдо. Название не слишком поэтическое: в переводе оно означает «Початок». Виллольдо сочинил свой «Початок» в 1903 году, когда работал музыкантом в ресторане Буэнос-Айреса «Эль Американо» (El Americano). Танго очень быстро разлетелось по свету и прославило композитора на весь мир. Однажды в Германии, принимая аргентинскую делегацию, даже исполнили «Эль чокло» вместо гимна страны.

Правда, до Европы знаменитое танго добралось только в 1907 году, и лишь в 1911-м в Париже было записано на пластинку. А в Россию творение Виллольдо занесло шальным ветром из Парижа и вовсе в 1913 году.

«Початок» в нашем Отечестве оказался «запретным плодом». Танец был откровенно эротичен и сексуален. Общество раскололось: одни пришли в восторг, другие – в ужас.

Литературовед Роман Тименчик пишет:

«Известен рассказ Ахматовой, как на петербургской вечеринке Константин Бальмонт, наблюдая танцующую молодежь, вздохнул: «Почему я, такой нежный, должен все это видеть?». Эпизод имел место 13 ноября 1913 года в дни захватившей Петербург тангофилии: все разучивали новый танец, который был окружен ореолом сексуальной смутительности. Вот рассказ москвича, которому было шесть лет в 1913 году: «Недалеко от нас помещалось варьете «Аквариум». Родители там были, отец потом рассказывал знакомым, что они «видели настоящее аргентинское танго». Мать меня сразу же выставила за двери – танго считалось настолько неприличным танцем, что при детях нельзя было о нем говорить».

ПОЛНОСТЬЮ ОЧЕРК ЗДЕСЬ —

Ростов vs. Одесса: непристойный стриптиз воровской души в одной знаменитой пивной | НАХАЛОВКА


Ростов vs. Одесса: непристойный стриптиз воровской души в одной знаменитой пивной | НАХАЛОВКА

Читайте также: