Министр культуры голос омерики аккорды

Обновлено: 19.09.2024

Социальная сатира была, есть и остаётся темой тонкой, с которой грамотно умеет работать не очень-то большое количество коллективов. Совсем недавно группа Голос Омерики выпустила альбом «Чехословакия», которым доказала в очередной раз, что они как никто знают как орудовать этой всегда актуальной темой. Лидер коллектива, Родион Лубенский, рассказал Журналу «Артист» не только об использовании социальной сатиры в текстах Голоса Омерики, но и о вреде сакрализации рок-музыки, о записи альбома в разгар пандемии, а также о трибьюте Сектора Газа.

Первый и, пожалуй, интересующий многих вопрос - почему альбом носит название страны, которая уже много лет не существует?

Ну потому что песня «Чехословакия» - это песня человека, которому все время кто-то или что-то мешает, «вот если бы не вот эти, то я бы стал миллиардером; если бы мать моя отдала бы меня в конный спорт, если бы ударили меня тогда палкой по спине и сказали бы идти заниматься футболом - я бы известным футболистом был! а если бы не развалили тогда-то чего-то, то у меня сейчас всё было бы!». Всё время сваливать свои неудачи на кого бы то ни было - это признак несостоятельности! И этот человек, лирический герой, он сокрушается, тут уж на выбор можно понимать, либо о падении Чехословакии как символа страны-призрака, их же много - ФРГ, ГДР, Югославия, СССР. Чехословакия - это символ страны-призрака, страны, которой нет. Либо второй вариант: опять-таки, возвращаясь к призракам. Человек - животное стадное, например, откуда взялись субкультуры? Потому что молодому человеку надо принадлежать к какой-то куче народа. И вот, если с другого угла рассматривать, то лирический герой мечтает, что сам-то он пустое место, в дошираке и блевотине, но при этом он говорит: «а рождён-то я был совсем для другого!». Как уборщицы говорят - я бы быстро порядок навела!
Поэтому, если подводить какой-то общий знаменатель, «Чехословакия» - это призрак, это символ чего-то большого, важного, солидного и страшного. Чего либо уже нет, либо никогда и не было!

Народная пословица гласит «сказка ложь, да в ней намек». Применимо ли это к текстам Голоса Омерики? Ведь с одной стороны многие из них кажутся лютым стёбом, а с другой стороны, они весьма применимы к современным реалиям!

Мне сложно разбирать свою писанину на составные какие-то части. Как говорят, математика - наука не точная. Также и искусство, там каждый видит то, что хочет увидеть. Это как, например, человек, который просто любит живопись, ему картина красивая, он получает эстетическое удовольствие. А в музее подходит искусствовед и говорит: «Помилуй Боже! Ну что это за работа со светом? Это же плохо! Это откровенно слабая мазня!». Вот два восприятия одного и того же продукта.
Да, там есть подтекст, но иногда я обращал внимание, что некоторые люди находят там вещи, которые я туда не закладывал, а они увидели что-то третье. Поэтому я от себя могу сказать честно: социальную сатиру, социальные подтекст, человеческие какие-то трагедии - я всё это закладываю. Если это читабельно - это хорошо, если кто-то читает там только юмор - почему нет? Если кто-то читает только трагизм, трагифарс, какие-то переживания, сокрытые за вот этой ширмой натянутого смеха, тоже почему бы и нет? Когда пластинка выходит в свет - она уже мне не принадлежит, уже мало кого интересует, что я там хотел сказать! Каждый воспринимает в меру своей испорченности.

Мнения о «Чехословакии» в сети можно найти самые разнообразные, но многие отмечают, что для них этот альбом оказался неожиданным, отличающимся от предыдущих релизов группы. А чем на ваш взгляд альбом принципиально отличается от его предшественников?

В том-то и парадокс! Я понимал, что приблизительно нечто подобное и ожидает, и что реакция будет похожей, и поэтому заранее предупреждал в своих личных соцсетях – ребята, я ставлю вас в известность, что это вас немного шокирует, это не совсем то, чего вы ждёте. Но при этом, как бы странно не звучало, я не считаю, что «Чехословакия» принципиально отличается от сделанного мной раннее. По-моему это тоже самое! Почему? Да, немного изменилась музыкальная форма, хотя в принципе и набор инструментов тот же самый, и эстетика. Для меня музыка – это форма, а форма для меня стоит на втором месте. Я не понимаю в чем разница – играть под аккордеон, под гитару, играть с каким-то электрическим оркестром, под синтезатор, под треугольник, флейту, барабан, под что угодно! Какая разница какими техническими средствами выражена мысль? Но всё таки мы склонны рок-музыку сакрализировать. Какое-то очень трепетное к ней отношение, как к религии! А это развлекательная индустрия в первую очередь! Поэтому сегодня моя мысль выражена такими техническими средствами, вчера другими, позавчера еще какими-то, что мне мешает сделать то, что я делал десять-пятнадцать лет назад, завтра? Я не считаю, что «Чехословакия» как-то отличается. Стоять на одном месте – глупо. Записать еще один «Спорт»? Еще одну «Клюкву»? Зачем? Делать одно и то же – это слабость и стагнация!

Останавливаясь на вопросе о том, что многие сакрализируют рок-музыку, что, кстати, больше распространено у нас в стране, нежели в Европе или Америки. Можно ли сказать, что из-за этой тенденции, рок находится в некотором упадке?

Конечно, сто процентов! Я не знаю как в странах Европы и Североамериканских Штатах, но там тоже сакрализируют музыку, просто сакрализация своя, но она тоже есть. У нас она чёткая, хотя казалось бы - 2020 год, уже никаких субкультур нет, жанров уже нет, смешно об этом разговаривать! Но при этом до сих пор у нас всё спрятано что такое рок. Ну вы что, шутите что ли? Что панк, что не панк - это все узколобое, узконаправленное, закрытое! Сами себе люди создают какие-то препоны и запреты, ставят границы, вместо того, чтобы просто получать удовольствие по принципу «нравится-не нравится». Нет, всё загоняется в рамки, в субкультуры – «раньше был панк, а сейчас не панк». Очень серьёзное отношение, прямо такое серьёзное, как к какому-то государственному устройству. Будто это не чуваки на гитарах жужжат, а от этого зависит наше благосостояние. Да, это тормозит более молодые и современные жанры, но они на эту тему не парятся и не думают. И хорошо! И слава Богу! Я никогда не понимал зачем нужна гонка за какой-то трушностью, за какой-то субкультурной правильностью. Я поэтому этого и не делаю! Поэтому и не нахожусь в рок-тусовке, мне там тесно. Как говорила мачеха Золушки - королевство маловато, развернуться негде!

Расскажите о процессе работы над альбомом. Насколько сложно было писать пластинку в период, когда вся музыкальная индустрия находилась в замороженном состоянии? Не было ли мыслей дождаться окончания всего этого карантинного хаоса и в спокойной обстановке приступить к работе на студии?

Да, совершенно верно, но «Чехословакия» записана на частной студии, принадлежащей одному конкретному человеку. Смелому, который не побоялся и не закрывал работу. При этом для путешествий на студию все музыканты получали легальные пропуска, предъявляли их если того требовала ситуация. Ну и мы друг друга спрашивали: «Ты как себячувствуешь? Здоров? Температуры нет?». Мало ли! Поэтому никаких проблем у нас с этим не было. Более того, нам некоторым образом даже повезло! Потому что индустрия сейчас только выходит из анабиоза, а мы уже хоба - с готовым продуктом пришли! Все наши знакомые музыканты сейчас дописывают, досводят, заканчивают работу, а мы к новому сезону полностью готовы оказались!
Было ли страшно? Было такое странноватое ощущение, был налёт зомби-апокалипсиса в городе когда всё пусто, ходят полицейские, люди в противогазах, какие-то постоянные громкоговорители, конечно это давило всем на нервы, конечно все от этого устали. Но мы поставили себе задачу - у нас есть материал, у нас есть место где мы должны его оформить и сделать, давайте заниматься этим делом плотно и всё, как будто ничего не происходит! И как раз нам это помогло и нервы сохранить, и сделать работу к самому оживлению природы, жизни и музыкальной индустрии в частности.

Это наш не первый крауд-проект, а уже третий по счету. Да, это вынужденная необходимость, безусловно. Потому что сегодня, со смертью физических музыкальных звуконосителей, альбом, пластинка - это вещь не рентабельная, это не выгодное производство. Потому что раньше, продавая звуконосители, ты отбивался и зарабатывал сверху. Сегодня это невозможно, поэтому люди покупают альбом заранее, плюс приобретают какие-то бонусы от нас. По-моему это абсолютно нормальная система, на сегодняшний день вполне себе современная и естественная.
Оправдана ли она у нас в стране? Это же зависит от твоей фан-базы и насколько твои зрители к этому готовы. Опять же, вернёмся к субкультурам! Есть же панк-группы, которые что-то квакают о том, что крауд - это не панк, мы никогда так не сделаем! Так, может, вы никому и не нужны, поэтому и не делаете? Это первое. Второе - если вы такие честные, то чего у вас билеты такие дорогие? Тогда вы не по гримеркам сидите, а у входа стойте! Должна иметь возможность подойти молодёжь и сказать - парни, мы студенты, ваши поклонники, у нас нет денег. И вы должны им сказать - ребята, конечно, проходите! Вот тогда это будет честно! А квакать чего-то на краут. я что, эти деньги украл у кого-то? Я считаю, что это абсолютно нормальная система. Более того, она даёт возможность получить бонусы, которые человек просто так никогда получить не сможет. Нельзя написать мне в личку и сказать, что я хочу купить проход в гримерку! Нет такой опции, а в крауте она есть, потому что это штучная история. Или, например, люди, которые покупали какие-то вещи, говорили мне - жалко нет опции сняться в клипе. Я говорил, что такого лота не будет никогда потому что это другая история. Но! Этих людей я в клип потом пригласил! Потому что я понял, что они подходят по фактуре, умеют в кадре себя держать. Я им позвонил - ребята, вы спрашивали про клип? Не надо ничего покупать, просто приходите сниматься. Это такая история, которая тянет за собой приятное знакомство, приятное сотрудничество, общение. Я считаю краут хорошей системой. Более того, ладно музыкальные альбомы, но краут дает возможность помогать вещам каким-то, которым действительно нужна помощь - помощь больным, издание каких-то детских книг, съёмка каких-то нужных фильмов. Это хорошая народная поддержка всего на свете, начиная искусством, заканчивая вещами важными для жизни! По-моему это здорово.

Плавно переходим к клипу! В поддержку альбома вышел клип на песню «Теплая китайская куртка». Вы сами придумывали сценарий видео или привлекали кого-то со стороны?

Это моя идея и это мой первый клип, который я снял как режиссёр и написал как сценарист. Дело было так - появилась у меня идея абстрактная, что было бы забавно если бы был какой-то клип, где группа выступает на каком-то корпоративе или празднике у какого-то своего очень странного фаната. И я начал думать - кто это может быть? Старушка или дед-паралитик? Подросток, например, несовершеннолетний, чтобы позлить общественность, у нас же 18+. И я остановился на подростке, но возраста было мало, нужна ещё какая-то особенность. И дальше у меня стала развиваться эта идея и я понял, что он должен быть слепой! Отсюда сразу тут же вырос концепт, что праздник превращается в какое-то дерьмо, что все ведут себя как уроды, не срослось на выходе из этого выступления ничего хорошего. Но при этом сам именинник, виновник торжества , он в силу того, что всего этого не видит, а только слышит, музыка-то не прекращается, шум праздника никуда не девается. Как следствие - он свою дозу удовольствия и радости получил, для него единственного этот праздник удался, он по-настоящему счастлив.
А дальше всё пошло как по маслу! Я понял, что слепого должен играть слепой человек. Потому что мы не делали специального акцента на это . Но это сразу читабельно и понятно, сразу люди всё поняли потому что у слепого человека другая моторика, он по-другому двигается. У меня есть приятель и не один, у меня много знакомых, которые не видят. Приятель, который близок ко всей развлекательной индустрии. Он и корреспондент, и журналист, и пишет какие-то колонки. И он всё время говорил, что мечтал бы поработать в кадре. Влад Шакин его зовут. Я за это уцепился, позвонил ему - Влад, а хочешь в клипе сняться? Идея такая и такая, довольно жёсткая, предупреждаю сразу! Он согласился и справился героически, я считаю, что он там великолепен!
Самое интересное, что от идеи, от мысли какой-то, от зажёгшейся лампочки в голове до финального результата прошло всего две недели! Я прямо загорелся этой идеей, за неделю все подготовил, дней за десять. Через четыре дня мы это сняли и через три-четыре дня был готов финальный результат. Мне очень приятно, что так хвалят его потому что это первая моя работа как сценариста и режиссёра! Я очень рад, что получилось так здорово!

Привлекались ли для съёмок актёры со стороны или это всё внутренний продукт?

Голос Омерики известны не только яркими песнями, но и очень запоминающимися концертными выступлениями. Всё, что происходит на сцене, это чистая импровизация или чётко спланированные концептуальные перформансы?

Обратите внимание, что мы на сцене ничего особенного или страшного не делаем - штаны никто не снимает, никого не тошнит на сцене, рога у нас не приклеены, ни в какие странные костюмы мы не наряжены! Я склонен думать, что это какая-то особенная атмосфера наша так влияет на восприятие шоу! Да, какие-то интересные ходы или приколы придумываются заранее, но поскольку любой сценарий, будь то сценарий клипа или фильма, концертного выступления – это живой организм. Это не монолит, он мягкий, его можно поменять, что-то выбросить, что-то оставить, некоторые вещи рождаются в процессе импровизации. Часть какая-то на площадке, какая-то за два часа до выступления, но в большинстве своём это все заранее продумано и придумано. Потому что приходит какая-то мысль «а что если нам вот так приколоться?» и мы понимаем, что размер площадки не позволяет нам этого сделать.

В этом году Голос Омерики примет участие в трибьюте Сектора Газа. Можно ли уже говорить какой именно трек будет исполнен вами?

К сожалению, мне говорить пока нельзя, потому что это сюрприз со стороны организаторов трибьюта. Но я могу сказать, почему выбор пал именно на эту конкретную песню! Я был одним из первых, если вообще не первым, кого туда позвали в силу того, что я участвовал в «Кощее Бессмертном». И организаторы мне сказали: «Бери что хочешь!», свобода выбора! В принципе, ответ на поверхности лежит и можно догадаться! Второго октября уже всё будет известно!

Бывало ли такое, чтобы вас сравнивали с Сектором Газа по причине того, что они тоже часто прибегали в своих песнях к стёбу над реалиями повседневной жизни?

Конечно сравнивали, я не вижу в этом ничего зазорного!

31 октября состоится презентация альбома «Чехословакия». По какому принципу будет построен концерт? Упор будет сделан на новый материал или всё же новые песни будут идти вперемешку с уже известными хитами?

Скажу честно абсолютно, чтобы люди все знали, потому что многие презентаций очень боятся. Они говорят «а что, только новый альбом будет? А старое как же?». Для того, чтобы привыкнуть к новой пластинке, должно пройти много времени. Для этого год нужен! Естественно, будет весь старый материал который ждут – и часть «Чехословакии», и часть «Спорта», и часть древних каких-то песен. Отовсюду по чуть-чуть, самое хорошее! Я не думаю, что презентация нового альбома это обязательно новый альбом целиком. Мне так не кажется, потому что к нему всё-таки надо привыкнуть! Плюс со временем станет понятно, что из этой пластинки людям нравится больше всего. Понятно же, что что-то входит в треклист навсегда, что-то остаётся в списке редкостей. Поэтому мы сыграем из «Чехословакии» то, что считаем лучшим и мы, и слушатели посчитали лучшим, как мы поняли по отзывам. И, разумеется, из всех других пластинок всё лучшее наберём и исполним, поэтому бояться не надо! Всё будет хорошо, всего будет достаточно, всё то, чего вы ждёте, будет представлено в полном объёме!

И последний, традиционный вопрос – что вы хотели бы посоветовать или пожелать молодым музыкантам, которые только начинают свой путь на музыкальном поприще?

Я порекомендовал бы следующее – ребята, обязательно делайте! Делайте постоянно! Если у вас что-то не получилось, вот вы записали песню, выложили её в ВКонтакте, а там полтора лайка и четыре репоста, и вы говорите «ну всё, ну кому я нужен?» - нет! Не останавливайтесь! Более того, вы сегодня находитесь в более выгодном положении, чем мы пятнадцать-шестнадцать лет назад. Вы не зависимы от лейблов, вы не зависимы от концертных агентств, вы не зависимы от каких-то режиссёров, которые за двести долларов готовы, чтобы вы только попали в липсинг в вашем видеоклипе. Ваше оружие – это смартфон и ваш собственный материал! Обязательно делайте, работайте, старайтесь работать над качеством. Более того, сегодня чтобы получить хорошую картинку, вам не нужна кинокамера. Вам нужен смартфон и за триста рублей к нему приложение для хорошей съёмки видео. Снимайте, монтируйте, делайте, пользуйтесь доступными, почти бесплатными выразительными средствами, старайтесь донести свой материал до максимального количества слушателей, сегодня с распространением SMM-услуг это вообще не проблема! Не отчаивайтесь и не опускайте руки!

Читайте также: