Мажор минор интервалы и главные аккорды мажора и минора

Обновлено: 25.12.2024

Лад – система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков. Лад состоит из 7 ступеней. I ступень называется тоника. I, III и V ступени лада – устойчивые, остальные – неустойчивые.

Виды лада – мажор и минор. Мажор имеет светлую, тёплую окраску звучания, минор – мрачную, холодную. Главное отличие мажора от минора – высокая III ступень.

Строение мажорной гаммы: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Строение минорной гаммы: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.

2. Параллельные тональности.

Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая тот же звукоряд и те же знаки при ключе. Такие тональности называются параллельными.

Минорная тональность отстоит от мажорной на малую терцию вниз от мажорной. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора.

3. 2 вида мажора и 3 вида минора.

Мажор и минор в натуральном виде не имеют случайных знаков.

Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.

Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.

В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, вниз повышение отменяется.

4. Трезвучие. Виды трезвучия.

Трезвучие – одновременное звучание трёх звуков. Трезвучие состоит из двух терций, а между крайними звуками имеет квинту. 4 вида трезвучия:

Мажорное (большая + малая терции снизу вверх), минорное (малая + большая терции снизу вверх), увеличенное (из больших терций), уменьшённое (из двух малых терций).

5.Обращения мажорного и минорного трезвучий.

Трезвучие имеет 2 обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.

Секстаккорд состоит из терции и кварты снизу вверх. В мажорном секстаккорде терция малая, в минорном большая.

Квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и терции снизу вверх. В мажорном квартсекстаккорде терция большая, в минорном – малая.

Б5/3 Б6 Б6/4 М5/3 М6 М6/4

6. Главные и побочные трезвучия лада.

В ладу есть 3 главные ступени: I – тоника (Т), IV – субдоминанта (S), V – доминанта (D). На этих ступенях образуются главные трезвучия – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.

Доминантовое трезвучие – всегда мажорное: в мажоре и гармоническом миноре. Остальные ступени лада являются побочными и не имеют наименований. На них образуются побочные трезвучия.

7. Простые интервалы.

Интервал соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервалы в пределах октавы называютсяпростыми. Названия интервалов – итальянские порядковые числительные, обозначающие количество ступеней, в интервале:

Прима – первая, секунда – вторая, терция – третья, кварта – четвёртая, квинта – пятая, секста – шестая, септима – седьмая, октава – восьмая.

8. Свойства интервалов.

Интервалы бывают гармонические и мелодические. В гармонических интервалах звуки берутся одновременно, в мелодических – поочерёдно.

Прима, кварта, квинта, октава – чистые. Секунда, терция, секста, септима бывают большие и малые.

Количественная величина интервала – это количество входящих в него ступеней. Качественная величина – это количество тонов и полутонов в интервале.

9. Диссонанс и консонанс. Энгармонизм.

Диссонанс – резкое, несогласное звучание интервала. Консонанс – мягкое, согласное звучание интервала.

К диссонансам относятся: секунды, тритоны, септимы, все увеличенные и уменьшённые интервалы. К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава.

Звуки и тональности, равные по звучанию, но различные по написанию, являются энгармонически равными.

10. Обращения интервалов.

11. Диатонические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Диатоническими называются тритоны, построенные в натуральном виде мажора и минора.

В мажоре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в малую сексту, уменьшённая квинта строится на VII ступени, разрешается в большую терцию.

В миноре увеличенная кварта строится на VI ступени, а уменьшённая квинта – на II. Разрешаются точно так же как в мажоре.

До мажор: IV VII

11. Хроматические тритоны.

Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.

Хроматическими называются тритоны, построенные в гармоническом виде мажора и минора.

В миноре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в большую сексту, уменьшённая квинта строится на повышенной VII ступени, разрешается в малую терцию.

ля минор гармонический: IV VII

В мажоре увеличенная кварта строится на пониженной VI ступени, а уменьшённая квинта – на II ступени. Разрешаются точно так же как в миноре.

До мажор гармонический: VI II

12. Характерные интервалы

Характерными называются интервалы, которые характерны для гармонического вида мажора и минора. Существуют две пары характерных интервалов:

· Уменьшённая септима на VII ступени и увеличенная секунда на VI ступени в гармоническом мажоре и миноре. Уменьшённая септима разрешается в чистую квинту (при разрешении сужается). Увеличенная секунда разрешается в чистую кварту (при разрешении расширяется).

· Увеличенная квинтана VI ступени в мажоре и III ступени в миноре и уменьшённая квартана III ступени в мажоре и VII ступени в миноре. Увеличенная квинта разрешается в большую сексту, уменьшённая кварта – в малую терцию как мажоре, так и в миноре. Один из звуков при разрешении остаётся на месте.

Характерные интервалы в гармоническом До мажоре:

– характерные интервалы в гармоническом до миноре.

Доминантсептаккорд D7 – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям, который строится на пятой ступени мажора и гармонического минора. D7 = б3 + м3+ м3

Доминантсептаккорд – диссонанс, требующий разрешения в консонанс. Он звучит неустойчиво, потому что в него входят V, VII, II и IV ступени, и только одна из них (V) устойчивая.

Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.

14. Обращения доминантсептаккорда.

Доминантквинтсекстаккорд – D6\5. Он находится на седьмой ступени гаммы и разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой. D6\5 = м3 + м3+ б2

Доминанттерцквартаккорд – D4\3. Он находится на второй ступени гаммы и разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие. D4\3 = м3 + б2+ б3

Доминантсекундаккорд– D2. Он находится на четвёртой ступени гаммы и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой. D2 = б2 + б3+ м3

15. Вводные септаккорды.

Вводный септаккорд – это септаккорд, построенный на VII ступени. Он называется вводным, так как VII ступень вводит нас в тонику.

В натуральном мажоре на VII ступени образуется малый вводный септаккорд – мVII7. Он называется малым, потому что крайние его звуки образуют малую септиму. мVII7 = м3 + м3+ б3

В гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккорд– умVII7. Он называется уменьшённым, потому что крайние его звуки образуют уменьшённую септиму. умVII7 = м3 + м3+ м3

Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной третьей ступенью.

16. Гармонические обороты.

Гармония это аккорды и их сочетания.

Автентический оборот – это сочетание аккордов тоники и доминанты.

Плагальный оборот – это сочетание аккордов тоники и субдоминанты.

В полный функциональный оборотвходят все три главных трезвучия в такой последовательности: Т – S – D – Т.

Автентический Плагальный Полный

17. Родство тональностей.

Родственные тональности – это тональности, имеющие общие звуки. Тоники родственных тональностей мы найдём в мажоре на всех ступенях, кроме VII, а в миноре на всех ступенях, кроме II. Это – тональности 1-й степени родства.

В тональностях 2-й степени родства – ещё меньше общих звуков. Тональности 3-й степени родства вообще не имеют общих звуков.

Отклонение – это временный переход в другую тональность без закрепления новой тоники. Модуляция – это уход в другую тональность с закреплением новой тоники.

Переход в другую тональность происходит через модулирующий аккорд, который называется побочной доминантой – доминантой к тонике новой тональности.

19. Диатонические лады народной музыки

К ладам народной музыки относятся натуральные семиступенные лады, которые можно построить на белых клавишах фортепиано:

· Ионийский лад – натуральный мажор (строится от «до»)

· Дорийский лад – минор с повышенной VI ступенью (строится от «ре»)

· Фригийский лад – минор с пониженной II ступенью (строится от «ми»)

· Лидийский лад – мажор с повышенной IV ступенью (строится от «фа»)

· Миксолидийский лад – мажор с пониженной VII ступенью (строится от «соль»)

· Эолийский лад – натуральный минор (строится от «ля»)

· Локрийский лад – минор с пониженными II и V ступенями (строиится от «си»)

20. Хроматическая гамма.

Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Правило записи хроматической гаммы:

· В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI. Вместо этого понижается VII.

· При движении вниз все ступени понижаются, кроме V. Вместо этого повышается IV.

· В минорепри движении вверх применятся правописание параллельного мажора. Вместо повышения I ступени понижается II.

· При движении вниз применятся правописание одноимённого мажора.

Читайте также: