Мажор минор интервалы и главные аккорды мажора и минора
Обновлено: 12.11.2024
Лад – система устойчивых и неустойчивых музыкальных звуков. Лад состоит из 7 ступеней. I ступень называется тоника. I, III и V ступени лада – устойчивые, остальные – неустойчивые.
Виды лада – мажор и минор. Мажор имеет светлую, тёплую окраску звучания, минор – мрачную, холодную. Главное отличие мажора от минора – высокая III ступень.
Строение мажорной гаммы: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон. Строение минорной гаммы: тон – полутон – 2 тона – полутон – 2 тона.
2. Параллельные тональности.
Каждой мажорной тональности соответствует минорная, имеющая тот же звукоряд и те же знаки при ключе. Такие тональности называются параллельными.
Минорная тональность отстоит от мажорной на малую терцию вниз от мажорной. Тоника параллельного минора находится на VI ступени мажора.
3. 2 вида мажора и 3 вида минора.
Мажор и минор в натуральном виде не имеют случайных знаков.
Гармонический мажор – мажор с пониженной VI ступенью.
Гармонический минор – минор с повышенной VII ступенью.
В мелодическом миноре при движении вверх повышаются VI и VII ступени, вниз повышение отменяется.
4. Трезвучие. Виды трезвучия.
Трезвучие – одновременное звучание трёх звуков. Трезвучие состоит из двух терций, а между крайними звуками имеет квинту. 4 вида трезвучия:
Мажорное (большая + малая терции снизу вверх), минорное (малая + большая терции снизу вверх), увеличенное (из больших терций), уменьшённое (из двух малых терций).
5.Обращения мажорного и минорного трезвучий.
Трезвучие имеет 2 обращения – секстаккорд и квартсекстаккорд.
Секстаккорд состоит из терции и кварты снизу вверх. В мажорном секстаккорде терция малая, в минорном большая.
Квартсекстаккорд состоит из чистой кварты и терции снизу вверх. В мажорном квартсекстаккорде терция большая, в минорном – малая.
Б5/3 Б6 Б6/4 М5/3 М6 М6/4
6. Главные и побочные трезвучия лада.
В ладу есть 3 главные ступени: I – тоника (Т), IV – субдоминанта (S), V – доминанта (D). На этих ступенях образуются главные трезвучия – тоническое, субдоминантовое и доминантовое.
Доминантовое трезвучие – всегда мажорное: в мажоре и гармоническом миноре. Остальные ступени лада являются побочными и не имеют наименований. На них образуются побочные трезвучия.
7. Простые интервалы.
Интервал – соотношение двух музыкальных звуков по высоте. Интервалы в пределах октавы называютсяпростыми. Названия интервалов – итальянские порядковые числительные, обозначающие количество ступеней, в интервале:
Прима – первая, секунда – вторая, терция – третья, кварта – четвёртая, квинта – пятая, секста – шестая, септима – седьмая, октава – восьмая.
8. Свойства интервалов.
Интервалы бывают гармонические и мелодические. В гармонических интервалах звуки берутся одновременно, в мелодических – поочерёдно.
Прима, кварта, квинта, октава – чистые. Секунда, терция, секста, септима бывают большие и малые.
Количественная величина интервала – это количество входящих в него ступеней. Качественная величина – это количество тонов и полутонов в интервале.
9. Диссонанс и консонанс. Энгармонизм.
Диссонанс – резкое, несогласное звучание интервала. Консонанс – мягкое, согласное звучание интервала.
К диссонансам относятся: секунды, тритоны, септимы, все увеличенные и уменьшённые интервалы. К консонансам относятся: прима, терция, кварта, квинта, секста, октава.
Звуки и тональности, равные по звучанию, но различные по написанию, являются энгармонически равными.
10. Обращения интервалов.
11. Диатонические тритоны.
Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.
Диатоническими называются тритоны, построенные в натуральном виде мажора и минора.
В мажоре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в малую сексту, уменьшённая квинта строится на VII ступени, разрешается в большую терцию.
В миноре увеличенная кварта строится на VI ступени, а уменьшённая квинта – на II. Разрешаются точно так же как в мажоре.
До мажор: IV VII
11. Хроматические тритоны.
Тритон – это интервал, содержащий 3 тона. К тритонам относятся увеличенная кварта и уменьшённая квинта.
Хроматическими называются тритоны, построенные в гармоническом виде мажора и минора.
В миноре увеличенная кварта строится на IV ступени и разрешается в большую сексту, уменьшённая квинта строится на повышенной VII ступени, разрешается в малую терцию.
ля минор гармонический: IV VII
В мажоре увеличенная кварта строится на пониженной VI ступени, а уменьшённая квинта – на II ступени. Разрешаются точно так же как в миноре.
До мажор гармонический: VI II
12. Характерные интервалы
Характерными называются интервалы, которые характерны для гармонического вида мажора и минора. Существуют две пары характерных интервалов:
· Уменьшённая септима на VII ступени и увеличенная секунда на VI ступени в гармоническом мажоре и миноре. Уменьшённая септима разрешается в чистую квинту (при разрешении сужается). Увеличенная секунда разрешается в чистую кварту (при разрешении расширяется).
· Увеличенная квинтана VI ступени в мажоре и III ступени в миноре и уменьшённая квартана III ступени в мажоре и VII ступени в миноре. Увеличенная квинта разрешается в большую сексту, уменьшённая кварта – в малую терцию как мажоре, так и в миноре. Один из звуков при разрешении остаётся на месте.
Характерные интервалы в гармоническом До мажоре:
– характерные интервалы в гармоническом до миноре.
Доминантсептаккорд – D7 – это аккорд из четырёх звуков, расположенных по терциям, который строится на пятой ступени мажора и гармонического минора. D7 = б3 + м3+ м3
Доминантсептаккорд – диссонанс, требующий разрешения в консонанс. Он звучит неустойчиво, потому что в него входят V, VII, II и IV ступени, и только одна из них (V) устойчивая.
Доминантсептаккорд разрешается в неполное тоническое трезвучие с утроенной тоникой.
14. Обращения доминантсептаккорда.
Доминантквинтсекстаккорд – D6\5. Он находится на седьмой ступени гаммы и разрешается в полное тоническое трезвучие с удвоенной тоникой. D6\5 = м3 + м3+ б2
Доминанттерцквартаккорд – D4\3. Он находится на второй ступени гаммы и разрешается в развёрнутое тоническое трезвучие. D4\3 = м3 + б2+ б3
Доминантсекундаккорд– D2. Он находится на четвёртой ступени гаммы и разрешается в тонический секстаккорд (Т6) с удвоенной тоникой. D2 = б2 + б3+ м3
15. Вводные септаккорды.
Вводный септаккорд – это септаккорд, построенный на VII ступени. Он называется вводным, так как VII ступень вводит нас в тонику.
В натуральном мажоре на VII ступени образуется малый вводный септаккорд – мVII7. Он называется малым, потому что крайние его звуки образуют малую септиму. мVII7 = м3 + м3+ б3
В гармоническом мажоре и гармоническом миноре на VII ступени образуется уменьшённый вводный септаккорд– умVII7. Он называется уменьшённым, потому что крайние его звуки образуют уменьшённую септиму. умVII7 = м3 + м3+ м3
Вводный септаккорд разрешается в тоническое трезвучие с удвоенной третьей ступенью.
16. Гармонические обороты.
Гармония – это аккорды и их сочетания.
Автентический оборот – это сочетание аккордов тоники и доминанты.
Плагальный оборот – это сочетание аккордов тоники и субдоминанты.
В полный функциональный оборотвходят все три главных трезвучия в такой последовательности: Т – S – D – Т.
Автентический Плагальный Полный
17. Родство тональностей.
Родственные тональности – это тональности, имеющие общие звуки. Тоники родственных тональностей мы найдём в мажоре на всех ступенях, кроме VII, а в миноре на всех ступенях, кроме II. Это – тональности 1-й степени родства.
В тональностях 2-й степени родства – ещё меньше общих звуков. Тональности 3-й степени родства вообще не имеют общих звуков.
Отклонение – это временный переход в другую тональность без закрепления новой тоники. Модуляция – это уход в другую тональность с закреплением новой тоники.
Переход в другую тональность происходит через модулирующий аккорд, который называется побочной доминантой – доминантой к тонике новой тональности.
19. Диатонические лады народной музыки
К ладам народной музыки относятся натуральные семиступенные лады, которые можно построить на белых клавишах фортепиано:
· Ионийский лад – натуральный мажор (строится от «до»)
· Дорийский лад – минор с повышенной VI ступенью (строится от «ре»)
· Фригийский лад – минор с пониженной II ступенью (строится от «ми»)
· Лидийский лад – мажор с повышенной IV ступенью (строится от «фа»)
· Миксолидийский лад – мажор с пониженной VII ступенью (строится от «соль»)
· Эолийский лад – натуральный минор (строится от «ля»)
· Локрийский лад – минор с пониженными II и V ступенями (строиится от «си»)
20. Хроматическая гамма.
Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Правило записи хроматической гаммы:
· В мажоре при движении вверх все ступени повышаются, кроме VI. Вместо этого понижается VII.
· При движении вниз все ступени понижаются, кроме V. Вместо этого повышается IV.
· В минорепри движении вверх применятся правописание параллельного мажора. Вместо повышения I ступени понижается II.
· При движении вниз применятся правописание одноимённого мажора.
Читайте также: