Капитан покинул судно капитану очень трудно аккорды

Обновлено: 19.09.2024

Морское судно – это не только железная посудина, которая преследует различные цели, например, перевозку сырой нефти, контейнеров, сухого груза, но и территория страны, на которой четко исполняются все ее законы. А Капитан является именно тем человеком, который служит олицетворением права, мерилом всех ценностей и в его руках находится закон. Именно им необходимо распоряжаться в равной мере справедливо и правильно, чтобы избежать проблем. Капитан кроме прав, обладает еще и морем обязанностей, одна из которых заключается в том, чтобы покидать судно последним, удостоверившись в том, что все эвакуированы. Данная ситуация закреплена еще и Морским Кодексом Российской Федерации, что очень важно.

Однако, современному капитану некогда все время смотреть в бинокль. Капитан стал настоящим заложником всевозможной бумажной работы, которой у него предостаточно. Так, даже существует анекдот, в котором все моряки уже находятся в шлюпке, судно того и гляди потонет, а капитан все еще никак не хочет идти к остальным. Когда его спрашивают, что он делает, он отвечает, что сделать это не может, поскольку у него масса бумажной работы. Данная ситуация считается вполне обычной. Особенно загруженными на судне считаются еще и штурманы (помощники капитана).

Master должен быть самым авторитетным человеком на судне. Даже арест, применение силы, выдача документов, являющихся обязательными к выполнению – все находится непосредственно в его власти. Если предположить то, что на судне находится даже "чиновник", вышестоящий по рангу, за капитаном остается последнее слово, что очень важно для понимания многих морских традиций.

Правило покидать последним еще и связано с тем, что уйдя с него, следующий, кто ступит на его борт, может объявить себя его капитаном. Одним словом, в плане обеспечения человеческой безопасности, капитан может делать абсолютно все, слушая мнение своих помощников, но выносит решение самостоятельно.

Однако на практике было много эпизодов, как героического поведения капитанов, так и совершенно противоположных, когда традиция и норма права нарушались. Так, Эдвард Смит, Master трагичного Титаника, не предпринял каких-либо попыток спастись и утонул вместе с гигантским судном, призывая всех дисциплинированно выполнить свой долг. Тоже самое можно сказать и о Лоренцо Бецци, капитане, который не оставил свою подводную лодку и взорвал ее вместе с собой, чтобы она не досталась врагу. Тоже самое можно сказать о master парома "Эстония" Arvo Andresson и мастере волжского парохода "Булгария" - А.Островском.

Но традиция эта не непреложна, как море, которое окружает корабль. Так, в Азии, очень часто капитанов спасают… первыми , поскольку считают их самыми главными людьми на судне и не видят в этом ничего зазорного, ведь менталитет там значительно отличается от европейского.

Ну и уж конечно, даже в современной истории, капитанов, которые не желают идти ко дну вместе с судном и неспасенным экипажем предостаточно. Среди подобных «героев» засветился капитан Эйм Ле Медек, француз, руководивший судном "Монблан", доверху набитый взрывчаткой. На судне началось сильное возгорание. Ле Медек понял, что сейчас, как говорится, корабль взлетит на воздух и спешно покинул его в числе первых вместе со своими моряками. Судно же исполнило роль своеобразного брандера, осталось неуправляемым, врезалось в берег и случился просто фантастической мощи взрыв. Город Галифакс был разрушен, погибло около 2 тысяч человек, а сам капитан был арестован, но через полгода отсидки его отпустили, признав невиновным. Ситуация оказалась неуправляемой по мнению закона, а вот Медека еще и наградили, как человека, много лет отдавшего морю.

Ну и конечно же, отсутствием самообладания может легко похвалиться Франческо Скеттино, который являлся капитаном знаменитого и трагично известного круизного лайнера "Коста Конкордия". Судно село на мель, погибло 32 человека, а вот сам капитан быстренько его покинул первым, поняв, что ничем хорошим это дело не закончится, хотя не имел на это ни морального, ни законодательного права и должен был уйти последним . Франческо приговорили к 16 годам заключения в тюрьме, но какие выводы он из этого сделает, все же до сих пор непонятно.

Так что правило «женщины и дети спасаются первыми, а капитан уходит последним» никто не отменял, но на деле этому правилу подчиняются не все и не всегда, поскольку капитаны тоже являются обычными людьми, которые часто нарушают любые морские законы, чтобы спасти свою жизнь. Возможно, руководствуются они самыми благими намерениями, но закон суров – капитан должен покидать судно последним. Если человек знает об этой ответственности, то должен разделить участь вверенной ему собственности, поскольку таков его профессиональный долг, который в этом отношении сильно схож с клятвой Гиппократа, которую приносит каждый врач, начинающий работу.

Читайте также: