Как во дни иоанна так и ныне аккорды

Обновлено: 09.11.2024

Добрый вечер, дорогие друзья! Литургия ( Греч. Общее дело) - главное христианское богослужение, на котором хлеб и вино по молитвам Церкви претворяются в Тело и Кровь Христовы, которых причащаются верные во оставление грехов и жизнь вечную. В Церкви сложилось несколько чинов совершения Божественной Литургии, самым распространенным является литургия Иоанна Златоуста. О ней и пойдет сегодня речь.

Илитон ( красный плат), на нем антиминс, слева жёлтый пркровец. На дискосе лежит Агнец - Тело Христово и частицы, вынутые за верующих. Рядом большой потир, откуда Кровь Христову разольют по малым потирам. Видимо, архиерейская служба, много причастников Илитон ( красный плат), на нем антиминс, слева жёлтый пркровец. На дискосе лежит Агнец - Тело Христово и частицы, вынутые за верующих. Рядом большой потир, откуда Кровь Христову разольют по малым потирам. Видимо, архиерейская служба, много причастников

Для начала определимся, что чин литургии, в первую очередь это анафора ( греч. возношение) - главная священническая молитва, которая сопровождает священнодействие, возношение Святых Даров Богу Отцу. В русской традиции анафорой называют всю литургию верных .

То есть чины литургии святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого различаются в первую очередь по тексту анафор.

Прихожанам на слух различить их достаточно сложно. Засчёт того, что анафора Иоанна Златоуста короче, и сама литургия Златоуста короче примерно на 15-20 минут.

Задостойник ( песнопение в честь Богородицы в конце литургии) у Василия Великого называется " О тебе радуется ", на службе Иоанна Златоуста поется " Достойно есть " ( в двунадесятые праздники исполняются праздничные задостойники) . Маленьким различием в чине двух литургий является возглас перед освящением Даров . На литургии Иоанна Златоуста он звучит так :" Приимите, ядите, Сие есть Тело Мое, еже за вы ломимое во оставление грехов".

А на литургии Василия Великого :" Даде святым Своим учеником и апостолом, рех:" Приимите, ядите. "".

Чин литургии Василия Великого является более древним, он был распространен в Византии примерно до VIII - IX вв. После эпохи иконоборчества его вытесняет чин Иоанна Златоуста. Скорее всего это связано с тем, что в это время в монастырях распространяется традиция ежедневного служения литургии, укороченный вариант более удобен.

Литургию Василия Великого начинают служить только по воскресеньям и праздникам. Сейчас эта служба совершается 10 раз в году: в сочельник Рождества и Крещения, день памяти Василия Великого, 5 воскресений Великого Поста, Великий Четверг и Великую Субботу.

В древних источниках наименования " литургия Златоуста" нет, древнейший чин, распространенный на Востоке, назывался " литургия 12 апостолов".

Если учесть, что Антиохия - родина Иоанна Златоуста и одновременно один из главных апостольских центров, то становится ясно, что чин 12 апостолов был доработан и введен в практику святителем, когда он стал архиепископом Константинополя.

состав литургии

Благословенно Царство. начало литургии. Фото из интернета Благословенно Царство. начало литургии. Фото из интернета

Чин литургии подразделяется на литургию оглашенных и литургию верных .

В древности на первой части могли присутствовать готовящиеся ко Крещению - оглашенные .

При возгласе диакона:" Оглашенные - изыдите ", - они должны были покинуть храм - присутствовать при совершении Таинства некрещенным нельзя.

Перед пением Символа веры священник возглашал:" Двери , двери ", - в этот момент иподиаконы закрывали двери храма, чтобы и временно отлученные от Причастия, стоящие в притворе люди, не участвовали в молитве верных.

Совершение литургии предваряет проскомидия ( греч. приношение) - приготовление Святых Даров. Во время проскомидии в храме читаются 3- ий и 6-ой час.

Следует помнить, что литургия является завершением суточного круга богослужений. Древние христиане посещали Всенощное бдение, состоящее из вечерни, утрени, часов и литургии. Сейчас эти богослужения разделены по времени, но посещать все время только литургию без всенощной - значит упускать значительную часть богослужения.

Литургия начинается приглашением верным войти в Царство Небесное:" Благословенно Царство Отца , и Сына , и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков! ".

При этом возгласе священник знаменует Евангелием крест над антиминсом ( плат, на котором совершается Евхаристия). Снова кладет Евангелие на антиминс, крестится, целует Евангелие и престол.

Диакон возглашает великую ектинию. Далее следует пение антифонов ( псалмов, которые при наличии нескольких хоров поются попеременно, то есть антифонно). В праздники исполняются специальные антифоны, в субботу, воскресенье и дни значимых святых - изобразительные ( 142, 102 псалмы и заповеди блаженства), в будние дни - вседневные .

Священник в это время читает пред престолом молитвы антифонов.

Антифоны разделяются малыми ектиниями, после второго поется гимн

" Единородный Сыне ", VI в. императора Юстиниана Великого. В этом гимне воспевается божественное достоинство Христа. Гимн был сочинен в эпоху споров с несторианами, отрицавшими богочеловеческую природу Иисуса.

Читайте также: