Как из мажорного аккорда сделать минорный
Обновлено: 09.11.2024
Высоко петь, верхние ноты «не вытягиваются», или низко, или просто неудобно играть по аппликатуре? Верный способ избавиться от всех этих проблем – переложить аккорды в другую тональность. Допустим, есть песня в Ля миноре, но в её мотиве пару нот, которые за пределами верхнего диапазона голоса. Как бы не распевались, не тренировались, взять эти ноты не получается. Тогда берём и играем эту песню не в Ля миноре, а в Фа-диез миноре, что на 1,5 т. ниже от «родной» тональности. И вот, тогда, наверняка получится спеть. А если и так всё равно сложно с вокалом, можно и ещё ниже тональность взять – Фа минор, Ми минор и т.д.
Такой приём по музыкальному определению ещё называется – транспонировать аккорды. То есть когда аккордовая последовательность из одной тональности переводится в другую.
Повышается и понижается исходная тональность по интервалам – на полтона, на тон, на полтора тона, на 2 два тона и т.д.
Перемещение относительно тоники (1 ступени); как правило, это первый аккорд песни. Условно можно представить шкалу по полутонам от главного аккорда для транспонирования. Соответственно, тональности по левую сторону (со знаком «-») – понижение, со знаком «+» – повышение.
Перевод аккордов выполняется различными способами – при помощи таблиц, по ступеням, по схематическому расположению тоник аккордов на басовых струнах, на сервисах онлайн, через изменение строя гитары, каподастром. Подробно об использовании этих способов – далее в статье.
Таблицы
По ступеням
Таблица подойдёт для транспонирования стандартных аккордовых последовательностей, которые наиболее часто используются в песнях.
Например: Am/ Dm/ E; Em/ C/ Am/ B/; Dm /Bb /Gm/ A7; Am/ Dm/ G/ C/ Am/ Dm/ E/ Am
В таблице расписаны по ступеням все минорные тональности. Причём для каждой ступени (за исключением первой определяющей) не указывается конкретный аккорд (мажорный, минорный, септаккорд), а только лишь его тоника (основной тон). После транспонирования качество аккорда определяется согласно исходному.
Тональности ре-диез, ми-бемоль минор энгармонически равные: одни и те же звуки, аккорды, но записываются по-разному.
Давайте разберём, как перевести аккорды по этой таблице на конкретных примерах.
5. Всё. Перевод аккордов из Ля минора в До-диез минор завершён:
Таким же образом транспонируем и аккордовые последовательности в мажоре в другую тональность. Принцип определения ступеней по таблице аналогичный.
Фа-диез и соль-бемоль мажор энгармонически равные тональности (их ступени выделены в таблице): звучат одинаково, отличие лишь в записи (диезная и бемольная тональность).
Например, 12 тактовый блюзовый квадрат в Ля мажоре на аккорды A7 (I), D7(IV), E7(V) нужно транспонировать в Ми-бемоль мажор:
1. Находим строки тональностей в таблице: Ля мажор и Ми-бемоль мажор.
2. По столбцам определяем соответствие ступеней: в строке «Ля мажор» тоники аккордов – A (I), D (IV), E (V) → в строке «Ми-бемоль мажор» – Eb (I), Ab (IV), Bb (V). Соответственно по типу аккордов на основе определённых тоник – Eb7, Ab7, Bb7.
- исходная тональность – A7 (I), D7 (IV), E7 (V)
- новая тональность – Eb7 (I), Ab7 (IV), Bb7 (V)
По хроматике: полутоновая система
Эта таблица работает немного по-другому. В ней звуки относительно тоник (I-ой ступени) расположены по полутонам. При этом I ступень в каждой строке не привязана к конкретной тональности, мажорной или минорной. Другими словами, эта система универсальная – для минора и мажора.
Полутона указаны в двух вариантах записи (диез, бемоль).
Таблица в основном предназначена для транспонирования сложных, нестандартных аккордовых последовательностей.
Например, когда используются альтерированные ступени:
Но её можно использовать и для стандартных последовательностей.
Разберём пошагово, как переводить аккорды при помощи этой таблицы.
1. Находим тоники исходной тональности и новой – G (соль) и Bb (си-бемоль).
Первый аккорд последовательности: G (соль мажор) → Bb (си-бемоль мажор).
Тональность бемольная, поэтому и вариант записи выбираем с бемолем в таблице.
Для минорных тональностей в открытой позиции
Упрощённый вариант таблицы по ступеням, но расписан уже по аккордам. Достаточно лишь сопоставить ступени (столбцы) между строками оригинальной и новой тональности в заданной последовательности. В системе указаны наиболее часто используемые минорные тональности в открытой позиции + некоторые на баррэ.
Быстрое визуальное транспонирование по таблице – для тех, кто предпочитает использовать аппликатуры в пределах первых пяти ладов.
Пример использования:
В ре миноре аккорды Dm/ Bb/ Gm/ A нужно понизить на кварту (на 2,5 тона или 5 полутонов) – сыграть в ля миноре:
1. Находим I ступень тональностей: Dm → Am (вверх по столбцу).
2. Далее находим каждый аккорд в строке Dm (ре минор) и поднимаемся по столбцу ступени в строку Am. Получаем последовательность в новой тональности: Bb → F (VI), Gm → Dm (IV), A → E (V).
- В Ре миноре: Dm/ Bb/ Gm/ A
- А в Ля миноре: Am/ F/ Dm/ E
Следующий уровень – без таблиц, самостоятельно
Транспонирование без использования таблиц – метод немного сложней предыдущих, но практичней. Никаких подручных средств не требуется. Однако вы должны хорошо знать расположение звуков на грифе, уметь строить любые интервалы от заданного звука (вниз/вверх: малая секунда – на полтона, большая секунда – на тон, малая терция на полтора тона и т.д.) и «видеть» их на ладах. В противном случае – без этих навыков – данный способ осваивать довольно проблематично.
Итак, как транспонировать аккорды без таблиц?
Основа метода – каждый аккорд последовательности «передвигается» на заданный интервал, согласно новой тональности. Ориентир – основной тон (тоника) аккордов на басовых струнах.
Схематично это выглядит так:
К примеру, песню в Ля миноре – Am /F /Dm /E – нужно транспонировать в тональность До минор:
1. Находим тонику Am (ля) на 6 струне (по аппликатуре) и тонику Cm (до) (новой тональности) на этой же струне. Определяем интервал по расстоянию между звуками: нота До расположена через два лада от Ля (или полтора тона) – на малую терцию выше. Значит, все аккорды последовательности нужно повысить на 1,5 тона.
На данном этапе мы уже знаем, что первый аккорд последовательности в До миноре – Cm. Строим аппликатуру от определённой тоники на 6 струне – это баррэ на 8 ладу Cm (в форме Em).
2. Следующий аккорд в оригинальной тональности – F (фа мажор). Также находим его тонику (фа), но на 5 струне (по аппликатуре). Чтобы транспонировать аккорд в До минор, построим малую терцию от фа – получается Ab (ля-бемоль). Берём аккорд от определённой тоники – Ab (ля-бемоль мажор).
Транспонирование последовательности продвигается: Am/ F… → Cm/ Ab…
3. Теперь третий аккорд песни – Dm (в ля миноре). Тоника Ре на 5 струне на 5 ладу. Перемещаемся на малую терцию по грифу (в тональность До минор) – это F (фа) на 8 ладу 5 струны. Берём аккорд – Fm.
Сыграем в новой тональности: Am/ F/ Dm… → Cm/ Ab/ Fm…
4. И последний аккорд – E. Тоника (ми) на 5 струне на 7 ладу – на 1,5 т. выше – соль на 10 ладу. Следовательно в До миноре это аккорд – G (соль мажор).
5. Всё. Можно играть и петь песню в новой тональности:
- В Ля миноре: Am/ F/ Dm/ E
- В До миноре: Cm/ Ab/ Fm/ G
Схемы расположения ступеней на грифе
Способ заключается в использовании шаблона – связки расположения основных тонов аккордов на басовых струнах согласно ступеням минорной или мажорной тональности.
Например в миноре: I ступень – на 6 струне, IV – на 5 струне на этом же ладу, далее на этой же струне через лад V-ая и рядом, на соседнем ладу, VI-ая.
На картинке изображена схема от Ля, но её можно использовать для любой другой тональности. То есть просто нужно переместить схему вниз или вверх по грифу для транспонирования.
Как это выглядит на практике:
- Допустим, песню Am/ Dm/ F/ E нужно сыграть на тон ниже – в Соль миноре.
- Представляем эту последовательность по ступеням Am (I) – Dm (IV) – F (VI) – E (V).
- Берём шаблон, рассмотренный выше, зрительно «размещаем» его на грифе согласно новой тональности – Соль минор (I – соль на 3 ладу на 6 струне). То есть вы уже визуально знаете, где тоника в басу аккорда на каждой ступени.
- Осталось только построить аккорды от тоник в новой тональности: Gm (I) – Cm (IV) – Eb (VI) – D (V).
Ещё схема расположения ступеней для минорных тональностей, но с I на 5 струне:
Более сложные схемы с расположением всех ступеней в миноре:
Основной тон аккорда на I-ой ступени на 6-ой струне:
Обратите внимание, VI ступень дублируется – тоника на 6 струне и на 5 струне; оба варианта используются в зависимости от последовательности аккордов, чтобы выбрать наиболее удобный вариант аппликатуры.
Тоника аккорда на I-ой ступени на 5-ой струне:
Для использования таких схем у вас в запасе, как минимум, должно быть две аппликатуры каждого аккорда – с тоникой на 6-ой и 5-ой струне:
А также септаккорды и другие типы аккордов, в том числе и с надстройками (дополнительными ступенями).
Но ещё лучше – изучить и использовать все формы аппликатур по системе CAGED.
Ещё способы – для ленивых, или как быстро «сделать» новую тональность
Нет возможности, желания изучать основы транспонирования аккордов – есть способы куда проще переложить песню в другую тональность. Практически без вашего участия. В общем, особо «колдовать» над грифом не придётся.
Специальные сервисы
Есть сайты в Сети, на которых специальная программа в режиме онлайн мгновенно транспонирует указанные аккорды в другую заданную пользователем тональность.
Загружаете страничку, вводите аккорды, задаёте параметры, нажимаете кнопку – и всё.
Каподастр
Каподастр – специальное устройство для зажима всех струн на определённом ладу. Фактически он выполняет функции баррэ.
Зажимаем лад на грифе каподастром, где нужно, в подходящей позиции. И играем аккордами, как на первых трёх ладах с открытыми струнами. Аппликатуры такие же. Ничего менять не нужно. А вот тональность уже другая.
Например, если из Am нужно транспонировать в Dm: устанавливаем каподастр на 5 ладу – и вот уже тональность ре минор.
Изменение строя гитары
Транспонирование в тональность ниже с сохранением аппликатур (те же аккорды в тех же позициях) можно выполнить путём понижения строя гитары.
Как известно, по стандарту строй гитары: 1 струна – E (ми), 2 – B (си), 3 – G (соль), 4 – D (ре), 5 – A (ля), 6 – E (ми). И если, например, требуется на тон понизить, опускаем струны: 1 струна – D, 2 – A и т.д. Вот и всё.
Можно и повысить на полтона, тон, чтобы сыграть в тональности выше, но дело рискованное. Струны могут порваться.
Как переходить из одной тональности в другую в песне
Сразу нужно оговориться, что переход из одной тональности в другую в песне – это модуляция (например, 1 куплет – в Am (ля миноре), а 2 куплет – в Bm (си миноре) ), а не транспонирование (когда изначально перекладывается последовательность в другую тональность). И вообще модуляция – это отдельная большая тема.
Но тем не менее, если по ходу изучения вы ещё и задались вопросом, как и через какие аккорды переходить в другую тональность в песне, даём разъяснения:
Простой и довольно распространённый способ перехода в другую тональность (модуляции) – через V ступень (доминанту) новой тональности.
На этом статью завершаем. На начальном этапе изучения транспонируйте простые известные песни, в которых используется 3-4 аккорда, и которые у вас на слуху. В целях развития навыка перекладывайте в разные тональности – ниже, выше, на полтона, тон, на полтора тона, на кварту и т.д. Приведённые в статье таблицы можно использовать и для проверки аккордовых последовательностей, переложенных в другую тональность самостоятельно. Успехов!
Читайте также: