Или куришь натощак или пьешь с похмелья аккорды
Обновлено: 22.11.2024
О спектакле "Пугачев" и роли Высоцкого в нем на канале уже была статья -> "Есенин - Пугачёв - Таганка" . Хочу повторить из неё маленький фрагмент:
Стихия есенинского стиха была родственна стихии поэта Высоцкого. Разработка текста - до нюансов психоаналитики. Володе не надо было искать манеру чтения - он просто жил этим ритмом, и его органика могла даже пугать: а вдруг убьёт кого-нибудь на сцене? Сцена прихода Хлопуши к Пугачёву имеет три волны. Первая и вторая, с нарастанием шторма, завершаются дважды рефреном: "Проведите, проведите меня к нему! Я хочу видеть этого человека!" А потом Высоцкий-Хлопуша уже не будет хвататься за цепь, как при первой попытке прорваться к Пугачёву, а бросится грудью на неё и протянет руки к атаману. А я слышу озвучание пластики Хлопуши строчкой из поэта Высоцкого: "Рвусь из сил и из всех сухожилий. "
Смехов В.Б. Здравствуй, однако. воспоминания о Владимире Высоцком (М, 2018)
А мне здесь видится еще и это: Нет, ребята, всё не так. Всё не так, ребята!
Как отмечают исследователи, из эпизодической роли с одним монологом Владимир Высоцкий умудрился сделать едва ли не кульминацию спектакля. Как сам Есенин жил своей поэмой, вложив в своего Пугачёва свою душу, так и Высоцкий полностью погрузился в поэтический мир есенинской поэмы и есенинского же прочтения: " пытаюсь всё-таки не утерять вот этого есенинского напора". В монологе Хлопуши звучит и отчаяние, и неистовое желание чуда - вот человек, что даст нам новую жизнь. И Высоцкий играл это отчаяние, доведенное до апофеоза, просто страшно становилось за этого неистово бьющегося в цепях человека, который вдруг уверовал в "мужицкого царя" как в бога. Рано или поздно это должно было вылиться в свои собственные стихи.
1967 - Сцена из спектакля "Пугачев". В роли Хлопуши - артист Театра на Таганке Владимир Высоцкий. Из архива А. Стернина. Автор фото Гладштейн Александр. 1967 - Сцена из спектакля "Пугачев". В роли Хлопуши - артист Театра на Таганке Владимир Высоцкий. Из архива А. Стернина. Автор фото Гладштейн Александр.Премьера спектакля "Пугачёв" состоялась 17 ноября 1967 года. А уже в декабре, по свидетельству Л. Абрамовой, была написана песня "В сон мне - жёлтые огни", буквально вся пронизанная образами из спектакля: тут и плаха с топорами, и дорога, вдоль которой "всё не так", и герой, который эту дорогу преодолевает.
"Вся эта песня пронизана перекличкой с есенинскими образами из спектакля, и вся тема. - даже не отчаянья. Отчаянье - это, скажем, стихи про ямщика. А "Цыганочка" - это активность, это борьба с отчаяньем. Страшное, трагическое преодоление, как и тот момент в "Пугачеве", когда Хлопуша бросается на эти цепи - это такой же напор: "Проведите, проведите меня туда, где станет лучше!" Мне кажется, что ни оценить по-настоящему, ни понять эту песню вне "Пугачева" нельзя. А ведь многое в спектакле Володе не нравилось, но именно потому, что он врос в него, он кровь в него пролил. В "Цыганочке" очень много образов из спектакля: и "плаха с топорами", и сама тема дороги - там этот подиум, эта дорога сверху вниз: на цепи, на плаху. А не нравилась ему в спектакле историческая карикатура, которая казалась Володе не одной группы крови с трагедией. Ему казалось, что они с Колей Губенко играют трагедию - собственную! Хотя, казалось бы, какое у них тогда трагическое одиночество? И все же в спектакле они играли страшное предчувствие одиночества. ". (Из воспоминаний Людмилы Абрамовой).
В сон мне — жёлтые огни,
И хриплю во сне я:
«Повремени, повремени —
Утро мудренее!»
Но и утром всё не так,
Нет того веселья:
Или куришь натощак,
Или пьёшь с похмелья.
В кабаках — зелёный штоф,
Белые салфетки, —
Рай для нищих и шутов,
Мне ж — как птице в клетке.
В церкви — смрад и полумрак,
Дьяки курят ладан.
Нет, и в церкви всё не так,
Всё не так, как надо!
Я — на гору впопыхах,
Чтоб чего не вышло.
А на горе стоит ольха,
А под горою — вишня.
Хоть бы склон увить плющом —
Мне б и то отрада…
Хоть бы что-нибудь ещё —
Всё не так, как надо!
Я тогда по полю вдоль реки:
Света — тьма, нет Бога!
А в чистом поле — васильки,
Дальняя дорога.
Вдоль дороги — лес густой
С бабами-ягами,
А в конце дороги той —
Плаха с топорами.
Где-то кони пляшут в такт,
Нехотя и плавно —
Вдоль дороги всё не так,
А в конце — подавно.
И ни церковь, ни кабак —
Ничего не свято!
Нет, ребята, всё не так!
Всё не так, ребята.
Варианты, черновики здесь .
Хотя, скорее всего, прав С. Жильцов, полагающий, что песня родилась еще осенью, во время работы над ролью Хлопуши.
Ну вот, а эта песня такая полушутка. Называется "В сон мне - желтые огни". Это вариации на цыганские темы, что ли так. Мелодия знакомая, а текст, я думаю, не особенно. Потому что это я его написал, вот поэтому. Ну, поехали. (София, первая студия болгарского национального радио (БНР),
запись для диска "Автопортрет", 23.09.75)
Но почему же "Цыганочка", "Моя цыганская"? Здесь, наверное, сошлись несколько моментов. Во-первых, увлечение автора цыганской музыкой.
"Володя очень любил и понимал цыганское искусство. Любить - это значит чувствовать музыку нашу. Он её очень хорошо чувствовал. И просил нас петь ещё и ещё." Певица Рада Волшанинова (из интервью М.Цыбульскому)
Во-вторых, хорошее знание автором городских романсов, в том числе и "псевдоцыганских" - пел он и "Очи черные", "Скатерть белая залита вином" (вернее, гибрид этих двух романсов), и "Поговори хоть ты со мной". Именно из романса "Цыганская венгерка" перекочевал в "Цыганочку" Высоцкого рефрен "Эх раз, да еще раз. ", мелодия, да и весь цыганский колорит.
И еще одно свидетельство. Вспоминает Анатолий Борисов (ассистент звукооператора фильма "Опасные гастроли"):
М.Ц. – Юнгвальд-Хилькевич говорил, что и "Моя цыганская" ("В сон мне – жёлтые огни. ") тоже планировалась в этот фильм и не вошла, но деталей я не знаю.
А.Б. – Вы знаете, эта песня, можно сказать, рождалась у меня на глазах. Это ещё в Санжейке было, на съёмках "Особого мнения" [лето-осень 1967]. Я тогда его впервые увидел – какая-то одежда на нём типа рыбацкой была, сапоги. Сам чуть пьяненький ходил он с гитарой по обрыву и напевал "Цыганочку". Как я понял потом, он отрабатывал эту песню. Потому что к нему все кидались – "Володя, спой!" На том фильме работало много людей, знавших его и по "Вертикали", и просто по контактам на Одесской студии.
И он пел. Я хорошо помню, что он пел такую песню:
"Если вас ударят в глаз –
Вы, конечно, вскрикните,
Раз ударят, два ударят,
А потом привыкните".
То есть, это песня на мотив "Цыганочки". Как мне кажется, его собственная "Цыганочка" у него в голове тогда всё время крутилась и была уже где-то на подходе.
В тот период он пел эту "Цыганочку" постоянно, это была его программная песня на тот момент. Как где-то какая-то пауза – Володя поёт "Цыганочку", так что я слышал её в его исполнении десятки раз.
Ну и какой же русский [барин] не любит цыган, в конце концов?
То ли выстонать без слов,
А может — под гитару.
Лучше — в сани рысаков
И уехать к «Яру»!
Осталось добавить, что фрагмент песни вошёл в пьесу А.Штейна «Последний парад» и в одноименный спектакль московского театра Сатиры.
Варианты названия: «Всё не так», «В сон мне — жёлтые огни», «Моя цыганочка», «Цыганочка», «Всё не так, ребята, или Вариации на цыганские темы».
Читайте также: