Хороша была танюша аккорды
Обновлено: 22.11.2024
Одним из самых драматичных стихов раннего периода творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Хороша была Танюша, краше не было в селе», написанное в 1911 году. Произведение описывает трагический случай с Таней, деревенской девушкой, которая была влюблена в местного парня.
Сюжет стихотворения
По сюжету стихотворения Танюша встречается вечером с курчавым парнем, своим возлюбленным, который говорит девушке, что женится на другой.
Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой.
Для Татьяны это был болезненный удар, она его выдержала и решила не оставаться в долгу, сказав парню, что и она выходит замуж за другого.
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу.
Такая «взаимность» не прошла стороной, вскоре танина родня была в слезах, так как ей пришлось оплакивать и хоронить свою красавицу Танюшу. На виске у неё след от удара кистенём, а кровь запеклась на лице.
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
В стихе автор не пишет открыто, что убил Таню её бывший возлюбленный, но это и так понятно из сюжета. Во времена молодого Есенина такие случаи на деревне не были единичными, да и в городах часто любовь забирала жизни в самом расцвете сил.
Два шага до трагедии
Виновата ли Танюша в том, что спровоцировала парня и довела его до убийства? Конечно, нет. Ранее девичья честь высоко ценилась, а подобный отказ от отношений и сразу же свадьба с другой были оскорблением. Девушка просто ответила на него, после чего уже парень посчитал себя униженным и дошёл до преступления.
К сожалению, и сегодня многие мужчины считают свою девушку собственностью, не позволяя ей того, что могут позволить себе сами. Мужчине можно выбирать и вести свободный образ жизни, девушке нет, она привязана к нему как собачка и шаг влево-вправо считается попыткой побега.
Мораль стиха
В стихотворении Есенин призывает уметь расставаться, если так сложилась жизнь, и не причинять бывшей второй половинке при разлуке боли. Месть не вернёт отношения, не станет мостиком для спасения одного, но сделает больно другому.
Средства выразительности
Стихотворный размер – хорей, несколько похожий на силлабику и имеющий смежную рифмовку с открытыми рифмами (селе – подоле – ввечеру – игру). Жанр – стилизация под народную песню, что позволяет хорошо передать деревенскую атмосферу.
Отметим эпитеты (облачный туман, синеглазый парень, венчальный переклик), гиперболу (побледнела, словно саван, схолодела, как роса) и олицетворение (месяц в облачном тумане водит с тучами игру). Также имеются инверсии (скачет свадьба, хороша была Танюша), прямые метафоры отсутствуют, зато есть просторечья (на подолЕ, схолодела, лихой) и устаревшие слова и обороты (венчальный переклик, краше, душегубка).
Эти средства выразительности придают строкам «Хороша была Танюша» деревенского колорита и позволяют показать драматическую ситуацию так, как будто вы были её очевидцем.
Текст
Хороша была Танюша, краше не было в селе,
Красной рюшкою по белу сарафан на подоле.
У оврага за плетнями ходит Таня ввечеру.
Месяц в облачном тумане водит с тучами игру.
Вышел парень, поклонился кучерявой головой:
"Ты прощай ли, моя радость, я женюся на другой"
Побледнела, словно саван, схолодела, как роса.
Душегубкою-змеею развилась ее коса.
"Ой ты, парень синеглазый, не в обиду я скажу,
Я пришла тебе сказаться: за другого выхожу".
Не заутренние звоны, а венчальный переклик,
Скачет свадьба на телегах, верховые прячут лик.
Не кукушки загрустили - плачет Танина родня,
На виске у Тани рана от лихого кистеня.
Алым венчиком кровинки запеклися на челе,-
Хороша была Танюша, краше не было в селе.
Читайте также: