Главное ребята сердцем не стареть аккорды
Обновлено: 13.11.2024
ПЕСНЯ «ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ». АККОРДЫ ДЛЯ ГИТАРЫ
Размер 4 / 4
думали, до конца до-
В дальний путь собрались мы, а
ТРАНСПОНИРОВАТЬ В ДРУГУЮ ТОНАЛЬНОСТЬ. НА ПОЛТОНА
Текущая тональность: ля минор
Условные обозначения
I. Струны от 6-ой до 1-ой (слева направо).
II. Номер лада.
III. Открытая струна.
IV. На струне не извлекается звук.
V. Пальцы: указательный ( 1 ), средний ( 2 ), безымянный ( 3 ), мизинец ( 4 ).
VI. Барре указательным пальцем.
ПЕСНЯ «ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ». ПОДОБРАТЬ БОЙ (ПЕРЕБОР)
Справочник Перебор 4/4 Перебор 3/4 Перебор 6/8 Бас + аккорд Перебор + аккорд Условные обозначения
Шестиструнная гитара. Аккомпанемент и ритмические рисунки
Очень часто, выучив расположение аккордов на грифе гитары, начинающие гитаристы задаются вопросом: как должна вести себя правая рука в процессе исполнения аккомпанемента? Какой ритмический рисунок больше подходит для той или иной песни? Стоит ли играть аккомпанемент боем или перебором?
Строго говоря, любую песню можно сыграть любым ритмическим рисунком, однако есть и некоторые «правила». Всё зависит от характера и жанра исполняемого произведения. Так, лирические песни обычно исполняются перебором (в классической гитарной терминологии этот приём называется «арпеджио»), маршевые — боем (расгеадо), песни сдержанного характера — аккордами. Опытному гитаристу всё это может показаться само собой разумеющимся, а вот начинающему, на первых порах, не помешает какая-нибудь «шпаргалка» или краткий справочник. Данная небольшая программа, в которой представлены наиболее употребительные ритмические рисунки для популярных песенных размеров (2/4, 3/4, 4/4 и 6/8), и является подобным справочником.
ПЕСНЯ «ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ». ТЕКСТ
Главное, ребята,сердцем не стареть,
Песню, что придумали, до конца допеть.
В дальний путь собрались мы, а в этот край таёжный
Только самолётом можно долететь.
ПРИПЕВ:
А ты, улетающий вдаль самолёт
В сердце своём сбереги…
Под крылом самолёта чём-то поёт
Зелёное море тайги…
Лётчик над тайгою точный курс найдет,
Прямо на поляну посадит самолёт.
Выйдет в незнакомый мир, ступая по-хозяйски,
В общем-то зелёный, молодой народ.
Там веками ветры да снега мели,
Там совсем недавно геологи прошли.
Будем жить в посёлке мы, пока что небогатом,
Чтобы все богатства взять из-под земли.
Мчатся самолёты выше облаков,
Мчатся, чуть похожие на больших орлов,
Мчатся над тобой они, а знаешь, дорогая,
Лёту к нам, в Таёжный, несколько часов!
Две последние строки припева повторяются два раза
Одна из песен цикла «Таёжные звёзды» Александры Пахмутовой на стихи Сергея Гребенникова и Николая Добронравова
ПЕСНЯ «ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ». АВТОРЫ
Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)
АЛЕКСАНДРА ПАХМУТОВА
Александра Николаевна Пахмутова родилась 9 ноября 1929 года в посёлке Бекетовка под Сталинградом (ныне Волгоград). Свои первые мелодии написала в три с половиной года, а в возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано «Петухи поют». В 1936-м поступила в городскую музыкальную школу. С 1942 по 1943 находилась в эвакуации в Караганде, где продолжила учёбу в местной музыкальной школе. В 1943 году поступила в Центральную музыкальную школу г. Москвы. 1953-м с отличием окончила Московскую консерваторию по классу композиции у В. Я. Шебалина, а в 1956-м — аспирантуру. Пахмутова завоевала особую известность как автор песен. К значительным творческим достижениям Пахмутовой принадлежат песенные циклы «Таёжные звёзды» (1962—63), а также «Созвездие Гагарина» (1970—71). Всенародную популярность завоевали «Песня о тревожной молодости» (1958), «Геологи» (1959), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (1963), «Нежность» (1966), «Трус не играет в хоккей» (1968), «Хорошие девчата» (1962), «Старый клён» (1962), «Орлята учатся летать» (1965), «Герои спорта» (1972), «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Белоруссия» (1975). Из произведений других жанров выделяется концерт для оркестра (1972) и созданный на его основе балет «Озарённость», а также музыка для детей (кантаты, песни, хоры, инструментальные пьесы). Александра Пахмутова — обладатель множества советских и российских наград. В настоящее время проживает в Москве с мужем Н. Добронравовым.
Советский поэт Николай Николаевич Добронравов (р. 1928)
НИКОЛАЙ ДОБРОНРАВОВ
Николай Николаевич Добронравов родился 22 ноября 1928 года в Ленинграде. В начале войны был эвакуирован в Горький. С 1942 года жил в Подмосковье — селе Малаховка Люберецкого района, где окончил школу с золотой медалью. В 1950-м окончил Школу-студию имени Немировича-Данченко при МХАТе, а в 1952-м — Московский городской Учительский институт. В 50-х и в начале 60-х годов работал актёром в Московском театре юного зрителя. К этому времени относится знакомство Добронравова с молодым композитором А. Пахмутовой. В содружестве с Пахмутовой, которая вскоре стала его женой, а также Сергеем Гребенниковым был создан цикл «Таёжные звезды» (1962—1963, песни «Главное, ребята, сердцем не стареть», «Девчонки танцуют на палубе» и др). Впоследствии появились и другие произведения Пахмутовой на слова Добронравова: цикл «Созвездие Гагарина» (1968), песни «Мелодия» (1973), «Надежда» (1974), «Как молоды мы были» (1976), «Я не могу иначе» (1982), «Русский вальс» (1992), «Вольному воля» (1996) и др. Добронравов сотрудничал также и с другими композиторами — М. Таривердиевым (песня «Маленький принц»), Л. Афанасьевым (к/ф «Синий лед»), А. Бабаджаняном, А. Островским и др. Николай Добронравов является лауреатом премии Ленинского комсомола (1978) и Государственной премии СССР (1982). В настоящее время проживает в Москве.
Советский поэт Сергей Тимофеевич Гребенников (1920—1988)
СЕРГЕЙ ГРЕБЕННИКОВ
Сергей Тимофеевич Гребенников родился 14 августа 1920 года в семье рабочего-железнодорожника. Рано потеряв родителей, воспитывался своим старшим братом Владимиром, который проживал в городе Сочи. По окончании девятилетки в 1936-м Гребенников поступил на вокально-драматическое отделение в Московское музыкальное училище имени А. К. Глазунова. В 1937-м году перешёл в Московское городское театральное училище, окончив которое поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории. В 1941 году Гребенников начинает работать в хоре ансамбля Центрального дома культуры железнодорожников, с которым с 1941 по 1943 год выступает с концертами в частях Дальневосточной Армии и Флота. С 1944 года Сергей Тимофеевич работает в Московском театре миниатюр, в Театре оперетты Московской области, в цыганском театре «Ромэн» и в Московском театре юного зрителя. В это время с другим актёром того же театра — Николаем Добронравовым (р. 1928) Гребенников написал несколько пьес-сказок для детей, а также свою первую песню «Голос сторонников мира» (композитор В. Дехтерев). Однако свой творческий потенциал дуэт Гребенников—Добронравов раскрыл в сотрудничестве с композитором Александрой Пахмутовой. Тремя соавторами были написаны песенный цикл «Таёжные звёзды» (1962—63), песни «Геологи» (1959), «Куба — любовь моя» (1962), «Главное, ребята, сердцем не стареть» (1963), «Девчонки танцуют на палубе» (1963), «Нежность» (1966), «Трус не играет в хоккей» (1968). В 70-е и 80-е годы Гребенников отходит от песенного жанра, продолжая создавать повести и рассказы для детей и юношества. Сергей Гребенников умер 29 сентября 1988 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
ПЕСНЯ «ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ». ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ
Обложка книги С. Гребенникова и Н. Добронравова «В Сибирь, за песнями!»
Песню, написанную в 1962 году в Братске, без всякой натяжки можно приравнять к песне, сочиненной в 1919-м на Восточном фронте или в 1943-м на Курской дуге.
«Главное, ребята, сердцем не стареть» — только одна из яркого и разнообразного цикла песен, созданных небольшим, но дружным коллективом — композитором Александрой Пахмутовой и поэтами Сергеем Гребенниковым и Николаем Добронравовым.
Эти трое отправились в экспедицию, которая ими была названа «В Сибирь, за песнями», и привезли. Нет, это я неверно говорю, неправильно. Молодые авторы оставили в Сибири целый отряд песен, сразу полюбившихся молодежи. Привезли их в Москву, но главное — оставили в Сибири!
Вообще говоря, циклы песен, рождающиеся в результате творческой поездки,— дело в советском несением творчестве традиционное.
Выезды поэтов и композиторов постепенно превратились в добрую традицию нашей творческой и общественной жизни. Но по опыту знаю — в поездке создается несколько песен, иногда даже много песен, а к людям во всеобщие друзья в лучшем случае попадает лишь одна. Если она станет всенародно известной, то и это чудесно. Другие, быстро уходящие в забвение песни выполняют роль безмолвных помощников песни, которая прославилась.
А вот Пахмутова, Гребенников и Добронравов в результате первой в их жизни поездки в Сибирь создали целый букет известных ныне и любимых молодежью песен: «Девчонки танцуют на палубе. », «ЛЭП-500» (смелое решение — написать о линии электропередач и так вот неблагозвучно назвать песню; а вот с тех пор это ЛЭП звучит поэтично!), «Куба — любовь моя» (первое исполнение, показ этой песни проходил в интернациональном клубе Братска «Глобус»), «Марчук играет на гитаре» (молодцы — рассказали в песне о живом, действующем, неугомонном комсомольце, еще и по фамилии назвали настоящей).
К циклу присоединилась написанная раньше песня «Геологи» — она приобрела достоверность после встреч с геологами, была одобрена, утверждена своими героями.
Ну, а о песне «Главное, ребята, сердцем не стареть» уже говорилось, как о результате сибирской поездки.
Н. Добронравов, А. Пахмутова, С. Гребенников, И. Кобзон и другие участиники поездки в Сибирь
Справедливость к точность требуют дополнения: втрое больше песен было написано, они прозвучали, роль свою сыграли, но на большую дорогу не вышли, широкого признания не получили. Это вовсе не значит, что были они плохи. Просто есть такой закон — я о нем уже говорил,— не могут пятнадцать песен запеться сразу. Запелись пять — это уже чудо, из ряда вой выходящий случай.
Поездки молодых авторов в Сибирь была организована ЦК комсомола. Это была творческая командировка. Пусть на страницах юмористических журналов эта форма связи с жизнью постоянно высмеивается. Я не согласен с ироническим отношением к ней.
Пахмутова, Гребенников, Добронравов ездили в Сибирь с исполнителями — молодыми певцами; когда они двигались на пароходах по широким сибирским рекам, то даже возили с собой пианино. Знакомились с людьми, завязывали крепкие узлы дружбы, выступали на звенящих комариным зудом опушках тайги, в дощатых клубах, на пристанях. Знаю, найдутся скептики, скажут: «Подумаешь, работенка! Вот если б они в тайгу пошли с геологами на все лето или бетон в плотину клали. » Я думаю, что от таких подвигов композитора и поэтов песен не прибавилось бы. Экспедиция за песнями делала свое дело, за что и надо быть благодарным авторам.
Строители Братской ГЭС, молодежь других строек Сибири очень радушно принимали своих песенников. Не гастролерами, а топорищами были они. И остались друзьями на годы, не побоюсь сказать — на всю жизнь.
О зеленом, молодом пароде, бесстрашно штурмующем глубины тайги, о людях, плывущих навстречу утренней заре, о братчанах, ставших братьями, и написана эта песня. Не все мне нравится в ее тексте: мне кажется, что образ «зеленое море тайги» несколько отягощается и даже разбивается предшествующими словами «о чем-то поет». Это тяжеловато для песни, трудно петь. Но вот я критикую, а песню между тем поют — значит, авторы правы.
Поездка композитора Александры Пахмутовой и поэтов в Сибирь оказалась для них не просто двумя месяцами жизни, но событием всей жизни. Ведь, казалось бы, что прочней и устойчивей, чем поговорка? Была поговорка, присказка: «В Москву за песнями», а молодые энтузиасты утвердили ее в новом отличном виде: «В Сибирь, за песнями».
Источник: Евгений Долматовский. В Сибирь, за песнями. // Е. А. Долматовский. Рассказы о твоих песнях. М., 1973
ПЕСНЯ «ГЛАВНОЕ, РЕБЯТА, СЕРДЦЕМ НЕ СТАРЕТЬ». СЛУШАТЬ ОНЛАЙН
ЛЕВ ЛЕЩЕНКО
Лев Лещенко и Эстрадно-симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио
Читайте также: