Гармонические последовательности аккордов примеры
Обновлено: 13.11.2024
В русскоязычной теории музыки отсутствуют какие-либо внятные классификации и определения аккордовых последовательностей или, как их по другому называют, гармонические последовательности.
Отличительной чертой последовательности является повторяемость и определённого рода простота. Это отличает последовательность от обычного гармонического движения в классической музыке.
Она базируется на повторяемости аккордов, в противовес непрерывности гармонического движения в классике. Это главное отличие эстрадной музыки от академической. По всей видимости, самое явление последовательностей возникло в народной музыке, где простота исполнения была очень важна.
Однако элементом стиля последовательности стали в джазе. При чем рэгтайм был основан на принципах классической гармонии, но стремился к простоте более поздних стилей. По типу аккордовой последовательности можно иногда даже определить стиль музыки.
Немного о типах движения аккордов.
Существуют три базовых типа движения гармонии:
На основе них образуются все остальные виды и подвиды движения гармонии. Поскольку основой для построения аккордов является гамма, то и каждый аккорд последовательности именуют цифрой соответствующей ступени, которая является его тоникой.
Таким образом, гармоническая последовательность может быть сыграна в любой тональности. Нужно учитывать несколько правил, для чтения аккордовых последовательностей.
При сохранении диатонической структуры аккорда указывается только римская цифра.
Например, цифра III для C мажора означает аккорд Em или Em7. Если же необходимо взять септаккорд, то указывается смена класса (7 или x), например III7.
Можно выделить два вида аккордовых последовательностей:
1.Функциональные
Основаны на правилах магического круга функций. Таких кругов два: один для мажора, другой для минора
Любая функциональная последовательность соответствует этому кругу.
К таким последовательностям относятся:
I-VI-IV-V и другие.
2. Нефункциональные последовательности
К ним относятся и модальные, и тонально секвенционные последовательности.
Как правило, такие последовательности не имеют четко выраженного разрешения доминанты или субдоминанты в тонику, в них отсутствуют тональные тяготения. Следовательно нефункциональные последовательности имеют, как минимум два варианта тональности.
Характерная особенность таких последовательностей это движение по секундам и терциям, а также квинтовые движения по часовой стрелке квинтового круга Например, последовательность аккордов Am7- Hm7. Очень распространенная последовательность.
Изолированно от мелодии может быть интерпретирована, как последовательность дорийского A минора и тогда ее формула I- IIm7. Также ее можно представить, как последовательность II-III по G мажору.
Нередко нефункциональные последовательности строятся на основе натуральных ладов.
Пример последовательности в миксолидийском G либо эолийский C:
Аккордовые последовательности делятся на группы по количеству аккордов.
Наиболее простой с этой точки зрения будет двух аккордовая последовательность и популярный ее вид T-D. Существует немало известных мелодий построенных на чередовании этих двух аккордов. Естественно, что более распространены последовательности с большим числом аккордов (о них в следующей статье).
Использование
Аккордовые последовательности основа многих стилей. Таких, как джаз, блюз, хэви-металл, так как гармония является основой этих стилей. Множество джазовых и рок композиций основаны на заимствовании аккордовой последовательности.
Это большой плюс последовательностей, как композиционного инструмента. Их можно с чистой совестью заимствовать у любого исполнителя. Это, пожалуй, единственная часть музыки, не облагающаяся авторским правом (иначе все были бы должны денег Баху :))
Хотите верьте, хотите нет, но есть несколько музыкальных стилей в основе которых лежат всего две-три последовательности. В такой музыке гармония не имеет существенного значения. Например, блюз, рок-н-ролл, панк, некоторые жанры EDM.
Приемы работы с последовательностями могут быть самыми различными.
Вот лишь некоторые из них: любой аккорд можно заменить на противоположный по звучания, минор на мажор и т.д., к любому аккорду можно добавлять надстройки, аккорды можно менять местами и заменять по правилу функции. Предлагаю проделать такие пермутации с последовательностью T-S-D-T самостоятельно.
В следующей статье я дам подробное описание золотой библиотеки последовательностей на всей времена.
Читайте также: