Гамма ми минор на фортепиано аккорды
Обновлено: 19.09.2024
Хроматические и диатонические гаммы для фортепиано и клавишных, и лады народной музыки на понятных примерах.
После знакомства с музыкальными интервалами и принципами построения аккордов (см. Интервалы в музыке, Аккорды для пианино и клавишных), настало время изучить гаммы для фортепиано.
Гаммы — основополагающий элемент музыкальной теории. Изучение игры на любом музыкальном инструменте, будь то арфа, скрипка, гитара или фортепиано, обязательно сопровождается изучением гамм.
Гаммы, наравне с музыкальными диатоническими ладами, не только помогают понять, как устроена музыка, но и повышают мастерство музыканта. Знание структуры и состава гамм открывает доступ к свободной импровизации в любой тональности (знаешь звуки в гамме — не сыграешь мимо нот), служит инструментом развития ловкости рук и пальцев музыканта.
Все гаммы сопровождаются пояснениями, схемами, составом входящих нот и интервалов, что поможет транспонировать гамму в любую тональность. К каждой гамме прилагается аудиопример, помогающий понять отличия звучания разных звукорядов.
Гаммы для фортепиано и клавишных:
Лады народной музыки для фортепиано и клавишных:
На основе принципов построения, гаммы делятся на два вида: мажорные и минорные. Вне зависимости от тональности и подвида гаммы (натуральная, гармоническая), расстояние между звуками в диатонических гаммах практически всегда укладывается в следующие схемы:
Структура хроматической гаммы. Расстояние между всеми звуками хроматического звукоряда равняется половине тона.
Хроматические гаммы
Восходящая хроматическая гамма До
В восходящей хроматической гамме движение звукоряда происходит вверх, а в состав гаммы входят все звуки (тона и полутона) в пределах октавы (см. Интервалы в музыке).
Восходящая хроматическая гамма
Структура хроматической восходящей гаммы До
Нисходящая хроматическая гамма До
В нисходящей гамме также задействованы все звуки в пределах октавы (двух, трех или сколько угодно более октав), но движение идет вниз.
Нисходящая хроматическая гамма
Структура хроматической нисходящей гаммы До
Натуральные диатонические гаммы для фортепиано и клавишных
В отличие от хроматических, построенных на полутонах, диатонические гаммы чередуют 2-3 целых тона с полутонами и всегда состоят из семи ступеней (семи звуков + завершающий звук).
Натуральный мажор / Натуральная гамма До мажор (Ионийский лад)
Фундаментальная гамма из семи нот, знакомая каждому с детства. Вокруг натуральной мажорной гаммы строится вся музыкальная теория.
Звучит легко и весело благодаря входящим в нее мажорным трезвучиям.
Натуральный мажор, ионийский лад
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
Структура мажорной гаммы
Натуральный минор / Натуральная гамма До минор (Эолийский лад)
Натуральный минор, эолийский лад
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура натуральной минорной гаммы
Гармонические гаммы
Гармонический мажор / Гармоническая гамма До мажор
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, полутон, полуторатон, полутон
Структура мажорной гаммы
Гармонический минор / Гармоническая гамма До минор
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, полутон, полуторатон, полутон
Структура гармонической минорной гаммы
Мелодические гаммы
Мелодический мажор / Мелодическая гамма До мажор
Мелодический мажор (короткий пример)
Полная версия мелодического мажора подразумевает исполнение восходящего и нисходящего звукоряда друг за другом. При движении вверх музыкант исполняет натуральный мажор, а при движении вниз понижает VI и VII ступени натурального мажора. Таким образом сыграть мелодический мажор можно только при движении звукоряда вниз.
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, полутон, тон, тон
Структура натуральной минорной гаммы
Мелодический минор / Мелодическая гамма До минор
Как и мажорная версия, мелодический минор меняет свое звучание в зависимости от того, в какую сторону движется звукоряд.
Мелодический минор (короткий пример)
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, тон, тон, полутон
Структура мелодической минорной гаммы
Голос ученых А.Н Мясоедова и Б.К. Алексеева
При нисходящем движении гамму мелодического минора нередко заменяют более естественно звучащей в данном случае гаммой натурального минора, отчего постепенно чуть ли не повсеместно укоренилось ошибочное представление о том, что структура мелодического минора именно такова (то есть различается в зависимости от направления движения). Подобная трактовка мелодического минора встречается даже в некоторых учебниках по теории музыки (например: Павлюченко С. Элементарная теория музыки. М. — Л., 1946; Вахромеев В. Элементарная теория музыки. М., 1966).
Однако это неверно, ибо в данном случае — при нисходящем движении — происходит просто подмена (но не более того!) одного вида минора другим, а именно: мелодического — натуральным, что делается с целью ослабления восходящей направленности тяготений VII и VI повышенных ступеней.
- Мелодический мажор = натуральный мажор (вверх) + мелодический минор (вниз);
- Мелодический минор = мелодический минор (вверх) + натуральный минор (вниз).
Пентатонические гаммы
Пентатонический мажор / Пентатоническая гамма До мажор
Мажорная пентатоническая гамма состоит из всех звуков натуральной мажорной гаммы, за исключением IV и VII ступеней.
Принцип построения
Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон
Структура пентатонической мажорной гаммы
Пентатонический минор / Пентатоническая гамма До минор
Минорная пентатоническая гамма представляет собой натуральную гамму До минор, из которой убрали II и VI ступени.
Принцип построения
Полуторатон, тон, тон, полуторатон, тон
Структура пентатонической минорной гаммы
Блюзовые гаммы для фортепиано и клавишных
Блюзовая гамма До мажор
Блюзовая мажорная гамма
Принцип построения
Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон
Структура мажорной блюзовой гаммы
Блюзовая гамма До минор
Блюзовая минорная гамма представляет собой минорную пентатонику с добавлением дополнительных нот. Это одна из самых популярных гамм при написании партий соло-гитары и мелодических линий.
Блюзовая минорная гамма широко используется в блюзе, роке, метале и других стилях музыки.
Принцип построения
Полуторатон, тон, полутон, полутон, полуторатон, тон
Структура минорной блюзовой гаммы
Диатонические лады народной музыки
Дорийский лад
Лад широко использовался в античной и средневековой музыке, а древние греки считали дорийский лад олицетворением мужества и суровости.
Второй лад мажорной гаммы. Дорийский лад схож с натуральным минором, но содержит в себе дополнительную мажорную VI ступень (нота Ля).
Принцип построения
Тон, полутон, тон, тон, тон, полутон, тон
Структура дорийского лада
Фригийский лад
Фригийский лад также пользовался большой популярностью в античности и средневековье. В отличие от дорийского лада, древние греки считали фригийский лад легкомысленным, связывая его с богом виноделия Дионисом.
Это третий лад мажорной гаммы. Мрачный окрас звучания фригийского лада достигается за счет полутона между первой и второй ступенью.
Принцип построения
Полутон, тон, тон, тон, полутон, тон, тон
Структура фригийского лада
Фригийский доминантный лад
Фригийский доминантный лад схож с обыкновенным фригийским, но акцент здесь делается на III ступени. Звучание мрачное, даже экзотическое.
Фригийский доминантный лад
Принцип построения
Полутон, полуторатон, полутон, тон, полутон, тон, тон
Структура фригийского доминантного лада
Лидийский лад
Четвертый лад мажорной гаммы. Звучание легкое и мечтательное.
Принцип построения
Тон, тон, тон, полутон, тон, тон, полутон
Структура лидийского лада
Миксолидийский лад
Пятый лад мажорной гаммы, схожий с натуральной мажорной гаммой. Отличие заключается в использовании VII ступени, пришедшей из натурального минора (нота Си-бемоль).
Принцип построения
Тон, тон, полутон, тон, тон, полутон, тон
Структура миксолидийского лада
Локрийский лад
Читайте также: