Функции аккордов в тональности

Обновлено: 19.09.2024

Ниже приведён список употребительных септаккордов с кратким описанием их функций и способов применения. Римские цифры означают ступень лада, на которой построен аккорд.

I maj 7 Тональный центр.
V 7 Доминанта, разрешается в I.
II m 7 Субдоминанта, переходит в V (на кварту вверх) или в b II (на полтона вниз).
Примеры:
Cmaj 7 — Dm 7 — G 7 — Cmaj 7
Cmaj 7 — Dm 7 — b D 7 — Cmaj 7

I 7 Переходит в IV (на кварту вверх), означая временную смену тональности.
IV maj 7 Временный тональный центр.
Пример:
Cmaj 7 — C 7 — Fmaj 7

V m 7 Вторая ступень в тональности IV, переходит в I 7 (доминанта в тональности IV) с разрешением в IV.
Пример:
Gm 7 — C 7 — Fmaj 7

IV m 7 Переходный аккорд между IV maj 7 , II m 7 и I.
Примеры:
Fmaj 7 — Fm 7 — Fmaj 7
Dm 7 — Fm 7 — Fmaj 7

II 7 Переходит в V (на кварту вверх) или в b II (на полтона вниз).
b II 7 Заменяет V, переходит в I (на полтона вниз).
b VI 7 Заменяет II 7 , переходит в V (на полтона вниз) или в b II (на кварту вверх).
Примеры:
D 7 — G 7 — Cmaj 7
D 7 — b D 7 — Cmaj 7
Cmaj 7 — b A 7 — G 7 — Cmaj 7
Cmaj 7 — b A 7 — b D 7 — Cmaj 7

VI m 7 Заменяет I, переходит в II (на кварту вверх) или в b VI (на полтона вниз).
VI 7 Переходит в II (на кварту вверх) или в b VI (на полтона вниз).
III m 7 Заменяет I, часто следует за V 7 , переходит в VI (на кварту вверх) или в b III (на полтона вниз).
III 7 Переходит в VI (на кварту вверх) или в b III (на полтона вниз).
b VII 7 Переходный аккорд между IV m 7 и I, может переходить в b III (на кварту вверх).
b III 7 Заменяет VI 7 , переходит в II (на полтона вниз) или в b VI (на кварту вверх).
Примеры:
Am 7 — Dm 7 — G 7 — Cmaj 7
Am 7 — b A 7 — G 7 — Cmaj 7
A 7 — b A 7 — G 7 — Cmaj 7

G 7 — Em 7 — Am 7
G 7 — Em 7 — b E 7 — Dm 7 — G 7 — Cmaj 7
E 7 — A 7 — Dm 7
E 7 — b E 7 — Dm 7

Fmaj 7 — Fm 7 — b B 7 — Cmaj 7
Fmaj 7 — Fm 7 — b B 7 — b E 7

VII m 7b5 Переходит в I, заменяет V.
Пример:
Cmaj 7 — Dm 7 — Bm 7b5 — Cmaj 7

Ниже — описание функций T, D, S в самых общих чертах.

Тоническая функция может быть представлена в мажоре как I maj 7 , I 6 , III m 7 , VI m 7 , в миноре — как I m 7 , I m 6 , III maj 7 , VI m 7 .

Субдоминантовая функция может быть представлена в мажоре как II m 7 , IV maj 7 , в миноре — как II m 7b5 , IV m 7 , VI maj 7 .

Доминантовая функция может быть представлена в мажоре и миноре как V 7 , b II 7 , VII o.

Рассмотрим, какие функции могут выполнять септаккорды, в зависимости от их класса (интервального состава). Важнейшей гармонической последовательностью джаза является II m 7 — V 7 — I maj 7 . На этой последовательности во многом основана вся логика гармонического движения.

Большой мажорный септаккорд (maj 7 ) чаще всего несёт тоническую функцию.

Малый минорный септаккорд (m 7 ) несёт тоническую функцию в минорных тональностях или субдоминантовую (II m 7 ) в мажорных. Здесь следует иметь в виду важнейшую гармоническую последовательность джаза II m 7 — V 7 — I maj 7 . Если же перед малым минорным септаккордом следует доминантсептаккорд квартой ниже, то такой малый минорный септаккорд можно рассмотреть как тонику минорной тональности.

Доминантсептаккорд ( 7 ) чаще всего несёт доминантовую функцию и употребляется как V 7 или b II 7 , разрешаясь в тонику. В блюзе доминантсептаккорд несёт и тоническую функцию.

Увеличеное трезвучие функционирует наподобие доминантсептаккорда и может разрешаться в тонику на кварту вверх. Кроме того, увеличеное трезвучие может использоваться как VII и разрешаться в тонику на полтона вверх.

Полууменьшенный септаккорд может использоваться на II ступени в минорных и мажорных тональностях. Кроме того, он может использоваться на VII ступени (как доминанта) и разрешаться в тонику на полтона вверх.

Уменьшенный септаккорд разрешается как правило в любой мажорный или минорный септаккорд на полтона вверх или вниз. Уменьшенные септаккорды используются как вспомогательные и проходящие между всеми диатоническими ступенями.

Для джазовой гармонии характерны частые отклонения или смены тональностей. Если большому мажорному или малому минорному септаккорду предшествует доминантсептаккорд квартой ниже или на полтона выше, это может быть признаком смены тональности. Из-за частых модуляций во многих джазовых пьесах представляется возможным рассматривать каждый аккорд как аккорд II, V или I в какой-то тональности. Однако, обороты II-V-I могут быть и незаконченными (например, II-V).


  • I — большой мажорный септаккорд или мажорное трезвучие (возможно, с секстой).
  • V — доминантсептаккорд.
  • II — малый минорный септаккорд, полууменьшенный септаккорд или доминантсептаккорд.

  • I — малый минорный септаккорд или минорное трезвучие (возможно, с секстой).
  • V — доминантсептаккорд.
  • II — полууменьшенный септаккорд или доминантсептаккорд.

Два любых аккорда доминантовой группы, тоники которых отстоят на тритон друг от друга, являются взаимозаменяемыми. Например, вместо II m 7 — V 7 — I maj 7 можно сыграть II m 7 — b II 7 — I maj 7 . Другой пример: вместо I maj 7 — VI 7 — II m 7 можно сыграть I maj 7 — b III 7 — II m 7 .

Приём тритоновых замен согласуется с двумя наиболее распространёнными в джазе приёмами движения: на кварту вверх и на полтона вниз.

Тритоновые замены используются, чтобы разнообразить гармоническое движение, а также, чтобы создать предпосылку для смены тональности.

При осуществлении тритоновой замены часто заменяется только бас (тоника), а остальные звуки, которые остаются на месте, трактуются как (возможно) альтерированные тона нового аккорда.


  • Кварто-квинтовое движение.
  • Нисходящее полутоновое движение.
  • Восходящее и нисходящее малотерцовое движение.
  • Восходящее целотоновое движение.
  • Нисходящее большетерцовое движение.
  • Тритоновое движение.
  • Движение смены одноимённого мажора и минора.

Нисходящее полутоновое движение возникает вследствие тритоновых замен. Например, III m 7 — b III 7 — II m 7 вместо III m 7 — VI 7 — II m 7 . Такое движение всегда может быть заменено кварто-квинтовым и наоборот.

Восходящее и нисходящее малотерцовое движение возникает вследствие перехода на аккорд параллельной тональности.

Восходящее целотоновое движение связывает два-три аккорда с возможными параллельными и тритоновыми заменамии. Примеры:
I maj 7 — II m 7 — III m 7
IV m 7 — V m 7 — VI 7
V maj 7 — VI m 7 — VII m 7

Нисходящее большетерцовое движение связывает два аккорда, один из которых является параллельной или тритоновой заменой. Например, в обороте Em 7 - Cm 7 первый аккорд является параллельной заменой доминанты G 7 , а в обороте F 7 - b D 7 второй аккорд является тритоновой заменой того же G 7 .

Тритоновое движение возникает при использовании тритоновых замен не вместо, а следом за исходным аккордом.

Движение смены одноимённого мажора и минора — это просто последовательная смена мажорного и минорного аккордов на том же басу.

Добавочные тоны аккорда (6, 9, 11, 13), как правило, помещаются в верхней части аккорда.

В аккордах следует избегать интервала малой ноны, как очень резко звучащего интервала (исключение — доминантсептаккорды с малой ноной). Это оправдывает пропуск некоторых тонов аккорда, даже, на первый взгляд, важнейших. Малая нона может возникнуть даже при изложении аккорда maj 7 в мелодическом положении примы. В этом случае, чтобы "затушевать" резкость, аккорд берётся в тесном расположении, а непосредственно под примой берётся септима (в интервале секунды). Либо вместо септимы вообще берётся другой тон (например, секста).

Таких методов два: тональный и модальный (ладовый).

Тональный метод заключается в том, что, например, в тональности F-dur аккорд G 7 является побочной доминантой к тональности C-dur. Следовательно, этот аккорд можно обыграть звуками До-мажора.

Читайте также: