Его же посадят за мертвых детей аккорды

Обновлено: 22.11.2024

Вместо того, чтобы читать роман "Географ глобус пропил", я как порядочный лентяй купил аудио версию и слушал его в машине по несколько глав в день. Как-то ночью я проснулся и обрадовался мысли, что я добрался только до середины книги - до Нового года. И что кульминация - с рафтингом во сне и наяву, с любовью, с отогреванием в бане - все это будет только в мае. Я подумал, что мне приятно находиться в пространстве романа.

Дело в том, что фигура героя - Виктора Служкина (от церковного "служка") - в некотором роде христологична. Она невероятна, легендарна, и при этом совершенно буднично и правдоподобно вписана в длинный текст со структурой романа времен года и потрясающими описаниями.

То есть роману веришь, а его герой при этом сверхчеловечен. Во-первых, он обладает невероятной способностью мимикрировать под своих учеников девятиклассников. Пусть через кавычки, приставку арт- (как блатные песни Высоцкого), через самоиронию и клоунаду, но девятиклассники не чувствуют возрастных барьеров в общении с учителем. Он свой в доску. Эта кавычки только добавляют им восхищения перед их старшим товарищем и учителем, который, кстати, и их тоже закавычил и называет то "отцами", то "красной профессурой".

При этом Служкин - Учитель с большой буквы. У него есть характер, он не даёт им спуску, что, конечно, приводит к периодической конфронтации с классом.

Служкин - настоящий Логос романа. Он всегда и со всеми говорит или что-то очень смешное, или что-то очень глубокое, мудрое, или ярким литературным языком ("тебе бы, начальник, не протоколы, а романы писать) травит байки и случаи из своей жизни, опять же, превращая их в смешные и невероятные сюжеты. Он гений того, что сегодня называют сторителлинг. Он идеальный учитель.

Почти невозможно добиться правдоподобия, наделяя героя такими литературными и ораторскими способностями, но если автору это удается, книга превращается в миф, в житие, в волшебство.

Чем настоящие истории о чудиках, о блаженных, отличается от, казалось бы, похожих историй, как в фильме "Полеты во сне и наяву". В культовых вещах автор строит свой храм - выражает свое представление об идеальном человеке. Мережко слишком увлекся чудачествами, великими аналогиями, "Утиной охотой", и мне кажется, не сумел полюбить своего героя и, тем более, внушить нам эту любовь. Тончайший Балаян не захотел снимать такую "дребедень". Потом позвонил: "Слющий, семью надо кормить". Позже признался, что это его лучший фильм. И то верно, замах истории, режиссура, великие актеры, Леонтьев со своим "Дельтопланом" подняли фильм на приличную высоту. Хотя это и не "осенний марафон", и даже не "Гражданка Никанорова" по тому же Мережко.

Для Алексея Иванова Служкин, безусловно, - храм. Это не только Логос, это и идиот Достоевского с его совершенно сюрной реакцией на жену, которая его не любит, его не хочет, его ненавидит, на друга, который спит с ней, и в итоге, в кульминации, совершенно не натужно выглядит аскеза по отношению к влюбленности в свою ученицу. (На роль Маши режиссер одноименного фильма садистически пригласил московскую девочку-актрису и модель с виолончельным образованием Анфису Черных).

Периодические залеты Служкина - то в отрезвитель попадет, то ногу сломает по пьянке на ледяной горке - только добавляет этому характеру мяса. Без них он вовсе бы превратился в какого-то клоуна-апостола.

Той ночью я также с грустью подумал, что в кинематографе, на который мы так дружно подсели, совсем нет таких сложных евангелических образов и структур. Ну, разве что "Побег из Щоушенка" и "Место встречи изменить нельзя" с невероятным Жегловым.

Смотрим какой-то сниженный суррогат. Это нам плата за цивилизацию гаджетов.

«это роман вовсе не о том, что весёлый парень Витька не может в своей жизни обрести опору, и не о том, что молодой учитель географии Служкин влюбляется в собственную ученицу. Это роман о стойкости человека в ситуации, когда нравственные ценности не востребованы обществом, о том, как много человеку требуется мужества и смирения, чтобы сохранить “душу живую”, не впасть в озлобление или гордыню, а жить по совести и любви». (Алексей Иванов).

Читайте также: