Джазовые аккорды на баяне

Обновлено: 22.11.2024

Правая рука баянистов в общей массе отнюдь не менее техничнее правой руки пианистов. Поэтому, по возрастанию сложности: октавная, квартаккордовая и блокаккордовые виды джазовых техник баянистам, намеревающимся осваивать джазовую импровизацию, будут полезны. Для того чтобы не топтаться на месте, а сразу двигаться вперед, занятия проводить рекомендуется на готово-выборном инструменте, с 5-и рядной (на крайний случай, с 4-х рядной) правой клавиатурой. Музыкант, способный сочинить несложную одноголосную мелодию импровизации или, хотя бы, что-то членораздельное, ознакомившись последовательно с материалами данного урока, сможет повергнуть в трепет не только сверстников, но и своего академического учителя.
5-и рядная клавиатура открывает для баяна широкие горизонты в области октавной и более сложных джазовых техник на ее основе.
Технически это все исполняется для обычного музыканта (играющего баяниста) не сложно. Основная нагрузка, как всегда в джазе, ложится на голову музыканта. Это изначально. Со временем нагрузка на голову снизится, т.к. наработается ряд соответствующих навыков. К слову сказать, академических музыкантов мало когда учат думать головой по части что к чему.

Итак, чтобы заложить основу для будущей квартаккордовой техники нужно поработать над следующими моментами:

Аппликатурное переосмысление традиционных октавных гамм

До мажор (Ми-бемоль, Фа-диез, Ля - мажоры)

1) До-мажорная гамма исполняется по трем крайним рядам так:

2) Ее октавный вариант исполняется так:

3) Для создания потенциальной возможности исполнения квартовыми аккордами нужно играть по следующей аппликатуре:

4) Для создания возможности играть всю гамму блокаккордами из 5-и звуков нужно всю гамму играть по аппликатуре 1--5:


и т.д.

5) Теперь запишем всю гамму чисто квартовыми, пока не обращая внимания на появляющиеся встречные знаки:


В медленном темпе на баяне все это сыграть можно, но пианисты играют все это на скорости октавной техники. Про технические проблемы баянистов и их преодолении смотрите ниже следующие материалы.

6) Существуют неудачные переходы в средних голосах. На схеме ниже эти переходы помечены цветом:

7) Чтобы достичь удобства в исполнении, достаточно, всего навсего, вынести нижний голос секунды (в кружочке) на дополнительный ряд. И гамма квартовыми аккордами будет адаптирована под игру в быстром темпе. Заметим, аппликатура крайних голосов осталась прежней:

8) Играем эту гамму в две октавы вверх и вниз с использованием вспомогательного ряда:

Старайтесь довести ее до хорошего темпа. Играть нужно обязательно с учетом метра (соблюдая сильные и относительно сильные доли тактов).

9) Играем Ля-минор натуральный тоже по этому же принципу.

С До-мажором и Ля-минором разобрались. Аппликатурные особенности правой клавиатуры баяна для всех тональностей существуют в трех вариантах. Поэтому последовательно проходим Соль и Фа мажоры.

Фа мажор (Ля-бемоль, Си, Ре - мажоры)

1) гамма Фа мажор:


2) традиционная гамма Фа мажор октавами:

3) гамма Фа мажор, адаптированная под игру квартовыми аккордами:

4) квартовые аккорды в Фа мажоре:

5) для игры квартовых аккордов в фа мажоре используется дополнительный ряд со следующей аппликатурой:


6) Далее устанавливаем упражнение для адаптации к квартаккордовой фактуре Фа мажора на баяне:


Затем играем Ре минор натуральный

Соль мажор (Си-бемоль, Ре-бемоль, Ми - мажоры)

1) гамма Соль мажор:

2) традиционная гамма Соль мажор октавами:

3) гамма Фа мажор, адаптированная под игру квартовыми аккордами:

4) квартовые аккорды в Соль мажоре:

5) использование дополнительного ряда со следующей аппликатурой для игры квартаккордов Соль мажора на баяне:

6) упражнение для адаптации к квартаккордовой фактуре Фа мажора на баяне:

7) Затем, для больше адаптации можно также поиграть Ми минор натуральный по тому же принципу.

Упражнения для игры квартовых аккордов на баяне

Итак. Все выше изложенные материалы направлены для того, чтобы ученик мог играть от любой ноты три упражнения в мажоре (+ 3 в натуральном миноре для продвинутых). Еще раз приведу эти упражнения.

От третьего ряда:

От второго ряда:

От первого ряда:

Сообразительные музыканты уже, наверное, заметили, что квартовые аккорды, октавы (крайние голоса) которых лежат на третьем ряду, играются с использованием первого дополнительного ряда.
-----------------
Изложенного выше материала достаточно для того, чтобы заняться осознанным тренингом. Джазовым баянистам рекомендуется включить его в практику как одно из упражнений на разыгрывание. Играть это упражнение, как рекомендуется (в новой тональности или от нового звука, по четным-нечетным числам).
-----------------

Весь участок гаммы, изложенный квартовыми аккордами гармонизовать нельзя. Какие-то из аккордов в зависимости от функции на первых порах (или в быстром темпе) заменять октавами, а позднее (в медленных темпах) – заменять блокаккордами или трезвучными аккордами. Именно это изложено подробно в общих уроках для пианистов. Смотрите ниже и обратите внимание на предложенные ссылки по урокам.


Информация. Данные упражнения не являются оптимально созвучными. Квартовые аккорды на разных функциях используются не в полном наборе. Зная все аппликатурные особенности, баянисты смело могут перейти к следующим занятиям по курсу квартовых аккордов в джазе:

О приобретении навыков баянной игры блокаккордами (правая рука) см. в следующем уроке.

Читайте также: