Джазовые аккорды для саксофона

Обновлено: 12.11.2024

Импровизация — это создание музыки в реальном времени. К импровизации можно подходить с разных сторон.

Можно выделить два основных пути:

1. Импровизация с применением готовых шаблонов


Если взять одну фразу и играть её в разных тональностях, например повышая тональность на пол-тона — правильно будет назвать это "секвенция".

Безусловно, все профессиональные музыканты играют секвенции. Плюс этого метода в том, что вы придёте к тому, что вам безразлично в какой тональности вы находитесь. Весь свой музыкальный арсенал вы можете реализовать в любой тональности.

Минус в том, что вы можете зациклиться на "чужих" фразах, которые вы крепко заучили. Есть мнение, что это может тормозить ВАШУ индивидуальность.

2. Непосредственное сочинение фраз и создание мелодии.


Здесь имеет место творческое воображение и умение создавать ритмические мелодические фразы самому, без использования готовых шаблонов. Он базируется на знании музыки и ее составляющих, на понимании, что такое тональность, мелодия, гармония, ритм, что такое аккорд, какие бывают аккорды.

В любой композиции — любом джазовом стандарте или любой песне есть обязательно мелодия, гармония, ритм. Если говорить о джазе, там все весьма просто: есть такая структура — квадрат, (простая песенная форма) — которая имеет строгую последовательность аккордов. Определенное число тактов, в каждом такте свои аккорды.

Вы можете попытаться услышать, что за музыка звучит в вас самих, и переложить её в ваш саксофон. Если даже это вам покажется слишком простым, это обязательно будет напевно, не так сложно для слушателя. А самое главное это будет ваш стиль.
Тональность

Есть такое понятие — фонический слух. Это способность слышать окраску аккорда. Для развития фонического слуха необходимы занятия сольфеджио. В полноценном музыкальном образовании это все присутствует. Если сравнивать музыкальное образование в России и например в Америке, то удивительно, но у нас такой вещью как ритм никто не занимается. Ни саксофонистов, ни трубачей, ни гитаристов, никого кроме барабанщиков не учат ритму. Также, никого не учат гармонии. Всех учат играть по нотам или играть в оркестре. Удивительно, но все самые известные мировые звезды-саксофонисты отлично разбираются в специфике игры на барабанах, на фортепиано, на других инструментах. Чем больше познания музыканта в общем музыкальном плане, тем больше они понимают, как нужно импровизировать, как слушать других участников ансамбля…

Часто пьеса пишется в одной тональности, то есть происходит смена аккордов, но тональность остается одна. В общей тональности есть три основных функции — тоника — "T", субдоминанта — "S", доминанта — "D". Все аккорды в пьесе имеют либо тоническую функцию, либо функцию субдоминанты или доминанты.

Это "элементарная теория музыки", эти знания необходимы музыканту. Их получают в любом музыкальном учебном заведении.

Доминанта, субдоминанта, тоника


Субдоминанта — это IV ступень и соответственно аккорд, строящийся на 4-й ступени. В До-мажорном "блюзе" о котором будет идти речь дальше, аккорд F7 (субдоминанта) содержит в себе ноту Eb (Ми-бемоль). Аккорд "До мажор" не содержит, конечно этой ноты в звукоряде, иначе он назывался бы "До минор". Но эта нота важна для исполнения блюза, вы часто слышите её, она так и называется "блюзовая" нота. Это такое нарушение основных правил, которое и создаёт "колорит"

Доминантовые аккорды тяготеют в тонику. По своему звучанию они стремятся разрешитья в тонику. Когда вы слышите, что какой-то аккорд ну вот сейчас должен разрещиться. Простыми словами, вы слышите что вот вот должен быть конец пьесы — это и есть тоника. Она вас смущает:), она обязательно должна прийти в тонику, тогда вы услышите логический конец пьесы.

Кроме понятия тональности, в гармонии есть такие понятия, как модуляция — переход к другой тональности, и отклонение — переход к другой тональности с последующим возвратом обратно. В каждой джазовой теме они присутствуют.


Если все ступени — тоника, субдоминанта, доминанта — не выходят за рамки одной тональности, то в принципе можно на все одну тоническую гамму с небольшими изменениями.

Блюз
Одна из популярнейших музыкальных форм — блюз: небольшое число аккордов, один лад, в котором можно играть соло. Есть несколько блюзовых ладов, блюзовая гамма, блюзовая пентатоника, мажорная пентатоника, минорная пентатоника. Форма блюза несложная — она состоит из аккордов одной тональности — тоника (1-я ступень), субдоминанта (4-я ступень), доминанта (5-я ступень). Исторически, блюз менялся в сторону усложнения — уже во времена Чарли Паркера — в 40-е, до 40-х — блюза усложнился — добавились новые аккорды, позднее еще усложнялся, и сейчас имеет форму весьма изощренную. Но в самой простейшей форме блюз состоит всего из трех аккордов: тоника С7 (C-E-G-Bb), субдоминанта F7 (F-A-C-B-Eb), доминанта G7 (G-H-D-F)


Лад — это последовательность звуков. Последовательности бывают разные — из 5, 6, 7 звуков. Самые распространенные — пятиступенный (пентатоника) и семиступенный.

Читайте также: