Два мальчика на длинном берегу аккорды

Обновлено: 22.11.2024

оварищ Дольский из всех русских бардов по праву считается самым образованным (в музыкальном, конечно же, плане), что причиняет немало трудностей при подборе и игре, зато звучит просто изумительно. Самая первая вещь его, которая мне далась сравнительно легко, была, если не изменяет память, "Два мальчика на длинном берегу". Как и всё, за что берёшься впервые, она показалась мне неимоверно сложной (я ведь ещё не знал, что меня дальше ждёт). Трудность заключалась в том, что гитара у меня была вечно не настроенная и звучала не в унисон. Поэтому приходилось включать всю фантазию, чтобы разобрать аккорды, которые, если гитара настроена правильно, очень легко подбираются по басам и ничем особо волшебным не отличаются. Главный конёк Дольского не в аккордах, которые у него из песни в песню просто копируются (причём даже последовательности остаются преимущественно такими же). На концерте он как-то сознался, что начинал учиться игре на гитаре с классики (а именно, с Чайковского) - вот, наверное, отсюда и пошёл этот вычурный и волшебный стиль перебора, которому несложно научиться, если будете и дальше читать эту страницу :-)
Так вот, начнём с простого аккорда, который нашему маэстро особенно по душе: ми-минор.
Ничего особенного, но сравните две табулатуры и убедитесь, что из трёх нот тоже можно много вытащить:

Em (традиционный проигрыш)
а теперь вот этот

Em (Дольский©)
Честно говоря, это не трезвучие, это мажорный нонаккорд, но какая разница. Кстати, и струны здесь указаны чисто схематически, потому что тип перебора часто меняется во время самой песни. Чтобы выработать такой стиль нужно очень внимательно вслушиваться в каждую ноту аккорда и играть всеми пятью пальцами правой руки, так проще. Попробуйте на одном дыхании сыграть следующую фразу ("на одном дыхании" можно научно классифицировать, как "в одном такте")

(p - большой, i - указательный, m - средний, a - безымянный и e -мизинец)

Вот типичный пример пассажа:
"Звезда на ладони"


p p p p p a m i (этот приём очень часто используется для концовок)
Вот так на одном простом примере мы одолели почти весь стиль.
Ещё раз повторяю, эта музыка требует большого внимания и если не вдохновения, то хотя бы практики. Так что, дерзайте. Тем более, что самая важная часть (а именно, аккорды) у вас уже есть.
Проигрыши во всех песнях в принципе не превышают программы средней музыкальной школы, так что с табулатурами проблем не должно быть.
Да, если кто-то не знаком с тремоло, настоятельно рекомендую освоить. Очень полезный прием, прибавляет лиричности почти любой песне (особенно в конце). Вот пример из песни "От прощанья до прощанья"


Здесь на один удар большим пальцем приходится три удара остальными в такой последовательности a-m-i. С непривычки может показаться, что так сыграть невозможно. Но это только сначала (вообще-то это "сначала" может растянуться на несколько месяцев, как у меня, например) - потом можно будет добиться почти ровного звучания. Выйдет нечто, наподобие дроби на мандолине. Очень красиво.

Вот ещё одно дополнение к странице - как играть проигрыш к песне "Одиночество" - отвечаю, может, немного чересчур подробно, но всё же исчерпывающе.

Фрагмент f1 - первый аккорд - на открытых струнах - играется щипками снизу вверх пальцами i и a, третья и первая струны соответственно. Чтобы понять, как это "щипками", просто вставьте указательный палец между третьей и второй струнами, а безымянный за первой и изо всех сил дерните (чтобы только струны не порвались). Вот это и будут щипки. Инетересно отметить, что здесь басы (ноты на четвёртой струне) немного запаздывают и следуют за мелодией, а не вместе с ней. Нужно уловить этот ритм, прослушивая запись, тогда станет ясно, как играть. Ведь аппликатуры очень простые.
Вот аккорды:
Дальше идёт Edim(ii) - это то же самое, что и Edim, только на втором ладу малое барэ на четыре струны, третий лад третья струна - средний палец, первая струна третий лад - безымянный. Трель 353535-6-5 выполняется одним мизинцем левой руки. Для этого нужно иметь или громкую гитару или крепкие мозоли на мизинце - лучше и то, и другое, тогда не будет потери звучности при повторных ударах. После на 5-м ладу вторая струна тоже прижимается мизинцем. Затем переход на Dsus4 и т.д.


Вот подробная табулатура к "Говорите, я молчу": Am, Dm7 и E7 берутся на трёх-четырёх струнах, басы на открытых. Во всех используется малое барэ - на пятом, пятом и седьмом ладах. Самое главное, чтобы хорошо звучала третья струна, нельзя, чтобы звуки пропадали, но и лишних не надо - то есть не стоит задевать четвёртую, - будет ужасно.
Am9 - Am - Am9 - Am играется в стандартной аппликатуре на пятом ладу:

Только что вот поймал новый типичный ход, посмотрите:Применяется преимущественно в конце "фразы" (музыкальной). Например, когда Dm E Am - Dm G Cmaj7, G разрешается в Cmaj7, так вот этот проигрыш как бы завершает мысль. «В ритме Босса Новы»
Подбирать дословно её, конечно, головоломно. Но общие соображения следующие: дальше все зависит от фантазии исполнителя. Аккорд Gm7+ можно играть вот так:

Читайте также: