Доминант септ аккорд ре бемоль мажор

Обновлено: 19.09.2024

Борис Лазеев

ГЛАВА 19. ДОМИНАНТСЕПТАККОРД (D7)

ДОМИНАНТСЕПТАККОРД (D7) – это малый мажорный септаккорд (Х7) от доминантового трезвучия D, или [D+м3]. Это главнейший из трёх главных септаккордов лада. Он применяется чаще всего, в мажоре и гармоническом миноре. Так, в C-dur это аккорд G7, а в гармоническом a-moll - Е7 (см. картинку).

D7 требует разрешения – перехода в Т или в трезвучие VI ступени. Например, в C-dur G7 разрешается в С или Am, а в гармоническом a-moll - Е7 разрешается в Am или С.

Нравится Показать список оценивших

Борис Лазеев

РАЗРЕШЕНИЕ D7 в Т

В обороте D-Т можно D заменять на D7, который охотнее разрешается в Т. Септима D7 (IV ступень лада) всегда разрешается вниз, в терцию тоники, квинта (II ступень) - всегда вниз, в приму тоники. Терцию D7 (VII ступень) можно разрешить на полутон вверх в приму тоники, и при разрешении D7 получится неполное Т (без квинты). А можно на 2 тона вниз, в квинту тоники – и будет полное Т (все три ступени).

D7 в обороте D7-T берётся в мелодическом положении примы, терции или квинты (мелодическое положение - это то, какой тон аккорда находится в сопрано).

На картинке ниже - C-dur, D7 в мелодическом положении ПРИМЫ (в сопрано - СОЛЬ). Так как прима удвоена, то в аккорде нет квинты (Ре). Цветами показано, что Фа (IV ступень лада) разрешается в Ми (III), Си (VII) – в До (I) или Соль (V). В 1-м и 4-м тактах, нота До в Т – бас в унисон с тенором.

Читайте также: