Блюзовый квадрат на фортепиано аккорды
Обновлено: 13.11.2024
Когда речь заходит о блюзе, то многие представляют себе старого негра афроамериканца с гитарой и думают о блюзе, как о некой архаичной форме. Однако блюз с тех пор, как он появился в середине XIX века, и до сегодняшнего дня является неиссякаемым источником вдохновения для самых разных стилей музыки. В качестве примера можно сказать, что под влиянием блюза находится музыка как группы Metallica, так и Кристины Агилеры.
Даже если Вы не намерены сочинять джаз, блюз или рок музыку, знание блюзовой формы может дать Вам некоторые новые идеи и позволит зазвучать по новому.
Основой современного блюза является 12-тактовая форма, которая точно копирует поэтическую форму блюза, которая является трехстрочной и имеет форму AAB.
Для обозначения каждой новой строчки используется аккорд новой функции. В 9-10 тактах для блюза типичен ход от V ступени к IV
Таким образом самая простейшая блюзовая форма представляет собой следующий квадрат:
Последние два такта называются тэрнэраундами и могу изменяться до неузнаваемости в зависимости от стиля музыки.
Ix| Ix| Ix| Ix
IVx| IVx| Ix| Ix|
Vx| IVx| Ix| Ix
Если выписать септаккорды
и вычленить из них ноты, то получим блюзовую гамму:
Которая при наложении на мажорную гармонию создает мажорно-минорное звучание, характерное для блюза.
Усложнение гармонии
Естественно, что блюзовый квадрат чаще всего исполняется в более сложных разновидностях, при этом методы усложнения гармонической схемы зависят от стилистики произведения.
Для блюзовых стилей характерно добавление промежуточных доминант или, реже, субдоминант. Например:
Ix| Vx| Ix| Ix|
IVx| IVx| Ix|I Ix|
Vx| IVx |Ix| Vx
В данной схеме перед каждой сменой аккорда добавлен аккорд побочной доминанты.
Также в блюзе используется добавление хроматических полутоновых сдвигов. При этом все аккорды рассматриваются в рамках исходной тональности.
IVx| IVx| Ix| IIx VIbx|
Vx|IVx|Ix|Vx IIbx|
Также для гитарных блюзов характерно изложение аккордов не только в виде септаккордов, но и в виде аккордов с секстой. Если обозначить схематично:
I I6| I7 I6 и т.д
В джазовых вариантах используются более расширенные варианты замен. Каждый четырехтакт рассматривается как небольшая последовательность, которая может предельно усложняться с помощью общепринятых в джазе замен.
Рассмотрим примеры джазовых интерпретаций блюза:
Как видите здесь использованы стандартные для джаза гармонические ходы.
Также очень часто используется введение оборота I-VI-II-V. Тогда получим следующую схему:
Одним из предельных вариантов усложнения блюзовой последовательности является уже упоминаемая мной последовательность Паркера.
Fmaj7 / Em7b5 A7b9 / Dm7 Db7 / Cm7 F7 /
Bb7 / Bbm7 Eb7 / Am7 D7 / Abm7 Db7 /
Gm7 / C7 / F D7 / Gm7 C7 /
Как можно заметить, здесь сочетаются все рассмотерные выше приемы усложнения. Хроматические сдвиги, введение оборота II-V, оттягивание доминант и т.д
Еще несколько последовательностей из учебника Чугунова:
Проникновение блюза во фьюжн привело к возникновению таких политональных последовательностей:
Также существуют минорные блюзы, которые, однако, звучат не так характерно:
Усложнение формы
Чистая блюзовая форма не допускает никаких видоизменений в количестве тактов, однако очень часто используется для создания как более простых, так и более сложных форм.
I| I| IV| I| V| IV| I| I|
Читайте также: