Блюзовые аккорды и гаммы

Обновлено: 12.11.2024

Немного из истории блюза

На данный момент сказать, кто же первым начал играть блюз, очень тяжело. Историки утверждают, что первые композиции возникли еще в девятнадцатом веке, на юге США, в среде афроамериканских рабов. Основными истоками жанра можно назвать госпел и рабочие песни. Первый блюз вообще не использовал никаких инструментов, кроме голоса, и зачастую исполнялся хором в церквях, поселениях и плантациях. И из этого каким-то образом и родился тот жанр, о котором мы говорим.

Кроме того, истоки жанра лежат также и в кантри-музыке, которая является национальной для североамериканских народов. Существует мнение о том, что перед тем, как сформироваться окончательно, направление приняло форму так называемого кантри-блюза. Со временем, в начале 20-го века, когда жанр вышел за рамки совместного исполнения, появились первые ансамбли, можно считать, что формирование направления окончательно завершилось.

Довольно интересный факт состоит в том, что сейчас лады, свойственные блюзу, прослушиваются не только в музыке народов Америки, но и в китайской народной музыке, а также населения крайнего севера России.

Уроки блюза. Шесть основ изучения стиля

Слушать

Разумеется, прежде чем играть в каком-либо жанре, его надо отслушать, и особенно – послушать классику этого направления. Ниже собран список альбомов мировых блюзменов, которые вы обязательно должны поместить в плейлист, если хотите понять, как же блюз все-таки играется.

Блюзовый ритм

Помимо классических 4/4, в основе блюза лежит особый ритм, который называется шаффл. Вся его суть заключается в том, что каждая доля такта разделяется на три части, а не на две, при этом на каждый второй удар приходится пауза.

Исполняя песню в высоком темпе, а также слушая классические блюзовые композиции, вы быстро поймете суть этого ритмического рисунка.

Для того, чтобы отработать знания на практике, ниже представлено восемь гитарных риффов в ритме шаффла, которые являются стандартами, а значит, опорой для сочинения будущих композиций.

Блюзовые аккордовые последовательности. Схемы аккордов.

Кроме непосредственно фразовых стандартов, существуют и блюзовые последовательности трезвучий, которые придают музыке то самое характерное звучание, и в ритме шаффла дают чистейший Blue Devils, о котором все так говорят.

Например, очень популярна следующая гармония:

И все ее производные, которые образуются от разных комбинаций этих аккордов. Данную последовательность, например, можно услышать в песне Graveyard Train – Ballad for Belzebub, вместе с блюзовой соло-партией, а также губной гармошкой.

Существует еще одна, совсем простая последовательность:

Именно на этих двух аккордах сыгран легендарный шедевр Джонни Кэша – Personal Jesus.

Вообще для того, чтобы понять, как строится блюзовая гармония, придется немного углубиться в музыкальную теорию. Весь жанр строится на последовательности I – IV – V, то есть Тоника – Субдоминанта – Доминанта. Тоника – это первая нота в любой гамме. Субдоминанта – соответственно, четвертая, а Доминанта – пятая.

То есть, если мы, скажем, возьмем тональность Ми-мажор, то аккордовая последовательность будет выглядеть так:

Тренировка игры под минус

Но, разумеется, для блюза надо понимать, как играть соло. Именно для этого и создан данный раздел. Здесь вы найдете две классические блюзовые мелодии, которые можно включить прямо из браузера, и под которые можно играть и импровизировать. Это – отличная практика для отработки шаффла и пентатоник, которые лежат в основе данного направления.

Блюзовая пентатоника

А вот эта тема невероятно важна в блюзе для начинающих. Именно на ней и строится характерное звучание и мелодии, которыми вы должны владеть. Ниже даны пять классических боксов пентатоники, которую необходимо выучить для того, чтобы играть блюз – как аккордами, так и соло.

Приемы игры

Разумеется, в данном жанре используются различные приемы игры на гитаре. Какие-то чаще, какие-то реже, но все они имеют место быть.

  1. Вибрато. Суть его состоит в том, чтобы во время звучания струны на ладу немного «раскачать» ее, добиваясь вибрирующего звука. Такой прием используется для того, чтобы подчеркнуть акцент или важную в композиции ноту.
  2. Бенд – это подтяжка струны. Суть в том, что при этом движении тон ноты поднимается, и она меняется на другую. Существует несколько видов бендов, в зависимости от того, насколько вы подтягиваете струну. Использовать данный прием стоит осторожно, потому что не везде и не всегда он прозвучит к месту – например, если подтянутая нота отсутствует в тональности, то случится противный выбивающийся звук.
  3. Слайд. Этот прием состоит в том, чтобы ударить по ноте на одном ладу, и потом, не отпуская струны, «съехать» на другой. Он часто используется в блюзе и кантри, существует даже специальная вещь – слайдер, а также подвид гитар – слайд-гитары, техника игры на которых как раз и построена на этом приеме.
  4. Хаммер-он и пулл-офф. Техника этих приемов состоит в том, чтобы, в первом случае, ударить по струне медиатором, и потом пальцем левой руки ударить по соседнему ладу, пока струна еще звучит. Во втором случае палец надо отпустить, немного подцепив лад. Это очень популярный прием, который позволяет играть характерные по мелодике соло-партии.

Разбор других песен

Нет лучше практики для гитариста, чем разбор песен других исполнителей. Обязательно занимайтесь этим при игре блюза, потому что из подобных произведений можно почерпнуть очень многое – начиная от отдельных фраз, до целых гармонических идей и отход от стандартов.

Работа над фразировкой

Любой самоучитель для блюза скажет вам, что главное в данной музыке – это фразировка. Работайте над каждым проигрышем и фразой, которую вставляете в свою песню. Классический вариант построения соло-партии в блюзе – это «вопрос – ответ», то есть первая часть должны как бы задавать вопрос, а вторая – его разрешать. Однако за счет разбора композиций вы сможете почерпнуть для себя огромный пласт других вариантов фраз, не следующих данной концепции.

Блюз табы на гитаре (GTP). Табулатуры блюзовых композиций и обучающих упражнений.

Советы для начинающих

  1. Изучайте основы импровизации на гитаре. В блюзе это особенно важно, поскольку большая часть композиций на этой самой импровизации строятся.
  2. Разучивайте песни других исполнителей.
  3. Изучайте музыкальную теорию, чтобы лучше ориентироваться внутри композиции.
  4. Поймите, как играть в ритме шаффла. Это – основной ритмический рисунок, без него блюза попросту не существует.
  5. Следите за состоянием своей гитары. Если у вас начали дребезжать струны, и это мешает играть соло-партии, то обязательно отнесите гитару мастеру для того, чтобы он исправил проблему.
  6. Всегда играйте под метроном.
  7. Учите блюзовые стандарты для большего простора в импровизации.

ЕЩЕ СТАТЬИ ПО ТЕМЕ:

Альберт Гастинов

Автор сайта Перебором.ру и Бесплатного курса игры на гитаре. С гитарой уже больше 10 лет. Играю на акустике, электрогитаре и бас-укулеле. Активно осваиваю Live Looping. View all posts by Альберт Гастинов

20 Replies to “ Как играть блюз на гитаре. Уроки блюза для начинающих ”

Здравствуйте. Большое спасибо за развернутый комментарий. Если в статье есть неточности в плане изложения, тут спорный момент, все понимают по-разному. К счастью комментарии тоже читают, и надеюсь, ваш ответ будет полезен для тех, кто, прочитав тоже не согласен с автором.

Блюзовая пентатоника. Позиция 5.
Там 4 струна на 10 ладу лишняя похоже.

Все верно, нота лишняя. Аппликатуру исправим в ближайшее время, спасибо что написали про ошибку.

Очень круто, спасибо большое, будем расти и развиваться.

В шаффле пауза на второй долю, а не на третью!

Почему вы так думаете?

Проверил, пожалуй, вы правы. Получается 4 триоли из восьмых нот. Акцент идет на первую долю и чаще вообще играется без паузы. То есть Четвертная + восьмая и на один такт 4 раза. Если первую играть восьмой нотой, то вторую долю все правильно нужно заменить паузой. Спасибо что внесли ясность, благодаря вам разобрался. Иногда допускаем ошибки.

Альберт, добрый день!
При разучивании пентатоник с левой рукой помощь цифрами есть и понятно, а какими пальцами правой руки играть при этом?

Здравствуйте, Сергей. По правой руке если вы играете пальцами, то лучше привыкать играть сразу в позиции. То есть ноты на 6,5,4 струне играете большим пальцем, остальные на 3,2,1 струнах можно играть попеременно указательным и средним пальцем. Здесь есть момент последовательности, в которых идет по 3 ноты на струне лучше проигрывать указательным-средним-безымянным. Поначалу может показаться не совсем удобным, но после того как освоите одну гамму остальные будете уже играть на автомате.

Для разнообразия игры гамм можно пробовать играть только большим пальцем, только указательным и т.д.

Если играть медиатором, то здесь больше подойдет игра «переменным штрихом», т.е. поочерёдными ударами вниз-вверх. Здесь основная задача не сбиваться и играть только вниз-вверх всю гамму от начала и до конца. Даже если первая нота на струне будет попадать на удар вверх, то это нормально. Здесь основная задача ровное и чистое извлечение.

Альберт, спасибо Вам за ответ.

Albert, спасибо, будем пробовать (вариантов нет).

Сергей, здравствуйте. В этом примере блюзового ритма и в других схожих, пальцы ставить действительно сложно, но можно. Здесь нужно поставить позицию на грифе и на 4-ую струну сразу ставить мизинец, чтобы его потом двигать.

Чтобы все получилось, кисть левой руки нужно сдвинуть максимально вперед, так у вас появится опора, и вы сможете дотянуться до 7 лада. К тому же в такой позиции, вам будет удобно двигать мизинец по грифу.

Ноту си можно сыграть на 6 струне пятом ладу средним пальцем. Безымянным и указательным меняем 7-6 на четвёртой. При этом пятую струну глушим и будет вам счастье.

Немного вас поправлю. Нота Си на 7 ладу. Можно сыграть и по вашей схеме. В этом случае на 6-ой струне 7 лад ставим безымянный, чтобы указательный мог зажать 4 лад 4 струны, средний на 6 ладу и мизинец на 7 лад. Таким образом, получится быстрее переставить нужные пальцы и не запутаться.

Спасибо большое за статью, нашла для себя много нового и полезного, всем рекомендую:)

Читайте также: