Аккорды в строе dadgad

Обновлено: 19.09.2024

Проще говоря, кельтская гитара — это сама музыка, аранжированная для гитары, которая включает традиционный музыкальный репертуар кельтских областей Европы (прежде всего Ирландия и Шотландия, но также Уэльс, Бретань, Остров Мэн и Галисия), или музыку, попавшую под его влияние. Большинство гитаристов используют ладовые (модальные) настройки, чтобы отразить специфику этой музыки - я использую один из наиболее встречающихся строев – DADGAD. В этой статье я опишу свой собственный подход к этому строю.

Аранжировка кельтских мелодий в строе DADGAD. Введение

Вне всякого сомнения, этот предмет нельзя всесторонне раскрыть в средней по размеру статье. Однако есть некоторые принципы, которые я нахожу полезными в процессе создания своих собственных аранжировок кельтской музыки.

Если ваша гитара настроена в DADGAD, то вы увидите, что на шести струнах инструмента можно сыграть приблизительно две с половиной октавы гаммы в тональности D без существенного передвижения левой руки.

Если вы будете тренироваться в исполнении этой гаммы, то заметите, что некоторым нотам можно позволить звучать, пока играются последующие ноты. Это дает возможность достигнуть на гитаре арфо-подобного эффекта.

Многие кельтские мелодии можно успешно сыграть в основном в пределах этого регистра. При этом две нижних струны также могут использоваться для ритмического аккомпанемента или создания эффекта гудения, подобного тому, который издает волынка. Это неплохо иллюстрируют начальные такты "The March of the King of Laois":

Заметьте, что я использовал технику, которая позволяет 4-й струне продолжать звучание в то время как последующая нота играется на 5-й струне.

Другая эффектная техника подражает украшению, используемому на других инструментах в кельтской музыке. В примере выше я играю триоль в первом такте быстрым защипыванием 5-ой и 4-ой струн большим и указательным пальцами. Этот прием является подражанием движениям "cran" и "birl", используемым на волынке, или скрипичному исполнению триоли смычком.

Можно попробовать сыграть быстрые восходящие и нисходящие легато (hammer-on и pull-off) — подобно скрипачам, использующим их, чтобы получить энергичные морденты, форшлаги и роллы (одна из распространенных орнаментаций или опеваний), которые встречаются в кельтской музыке.

Например, гитара играет форшлаг, как показано ниже в первом такте ниже, а скрипичный ролл можно исполнить как показано во втором такте:

Слушать, как другие инструменты играют кельтские мелодии, а также читать ноты для них, где это возможно — это отличный способ оживить ваши собственные аранжировки на гитаре. В приведенном ниже примере (отрывок из "Have a Drink on Me"), гитара использует форшлаги, подражая "свингу" скрипача, который может использоваться в жиге (каподастр на 5 ладу):

Произведения ирландского арфиста и композитора Терло О'Кэролана были одними из наиболее часто аранжируемых и записываемых кельтскими фингерстайл-гитаристами за последние несколько десятилетий. И это не случайно, так как его произведения легко играются в ладовых настройках (особенно DADGAD), используемых кельтскими гитаристами, и часто содержат расширенные гаммообразные пассажи, которые являются своеобразной визитной карточкой музыки барокко. Очень хорошим примером является композиция О'Кэролана "Planxty George Brabazon" (каподастр на 5 ладу), также представляющая собой превосходную пьесу для начинающих фингерстайл-гитаристов:

Фингерстайл-гитара, подобно арфе и фортепиано, способна обеспечить контрапункт и сопровождение при одновременном исполнении мелодии. Иногда этого можно достичь изысканно простым способом — я часто использую мелодию ирландского вальса "South Wind", чтобы ввести в курс дела начинающих фингерстайл-исполнителей кельтской музыки. Аранжировка в основном состоит из простого арпеджио с большим количеством неприжатых нот (открытых струн) и очень простых аппликатур аккордов (одним-двумя пальцами). И тем не менее, при выделении правильных мелодических нот она передаёт богатый контрапункт и гармонию (каподастр на 5 ладу):

Несколько слов об аккордах

В данной статье речь в основном идет о кельтской гитаре как мелодическом инструменте, но, прежде чем завершить тему, я хотел бы сказать несколько слов об использовании настроенной в DADGAD гитары как аккомпанирующего инструмента. DADGAD, конечно, не единственный строй, используемый в данном контексте — даже "стандартный" строй находит почитателей среди некоторых очень хороших аккомпаниаторов — но все хорошие игроки чувствительны к ладовому характеру большинства кельтских мелодий и выбирают аккорды и контрапунктирующие ноты, которые утверждают характер мелодии и не конфликтуют с ним. Это довольно широкое обобщение, но аккорды, которые являются "открытыми" (не явно мажорными или минорными), с секстами, нонами и другими более сложными надстройками тонов, нашли широкое применение и тем самым стали частью "стиля", представляющего кельтскую музыку. Эти аккорды (опять же, не случайно) часто очень легко взять в настройке DADGAD. Вот список из одиннадцати аккордов, которые может сыграть новичок, и которые можно попробовать использовать в аккомпанементе:

Основные названия аккордов (например, D или Em), расположенные в теле таблицы, упорядочены по положению каподастра и по тональности (например, римская цифра I обозначает аккорд-тонику, когда аккорд и тональность музыки совпадают, II обозначает аккорд на тон выше от тональности музыки, и так далее). Если вы сыграете эти аккорды, вы заметите, что некоторые из них содержат сексты и ноны, о которых я упоминал ранее.

Другие сайты по кельтской гитаре

Доктор Альфредо Ди Пьетра (Alfredo Di Pietra) работает терапевтом в Палермо, в Сицилии. Эта англоязычная часть его веб-сайта содержит некоторые интересные исторические сведения и полезные ссылки на современных исполнителей.

Читайте также: