Аккорды с модифицированным басом

Обновлено: 19.09.2024

В аккордах в основном виде основной тон совпадает с самой низкой нотой - басом.
Однако, основной тон и бас - не одно и то же. Самая низкая нота аккорда может отличаться от основного тона определяющего тональность.
Такие аккорды называются аккордами с дополнительным басом. В них появляется ещё одих звук, причём самый низкий в аккорде.
Обозначаются они названием, косой чертой и нотой баса. Например, Em7/Ab, E/H, Am/C, Am/E, Dm/F, Dm/A и т.д.
Кроме того аккорды в основном виде также могут обозначаться с нотой баса. Пример - трезвучия Ля-минор - Am/A и Ля-мажор - A/A. Но проще и чаще записываются так: Am, A.

Сравните аппликатуры аккордов A и A/G (с дополнительным басом Соль).
К трезвучию добавился ещё один звук - бас G на 6-ой струне. Обратите внимание на то, что нота A на 5-ой струне не озвучивается. Это делается для обеспечения чёткости звучания, чтобы не происходило слияние низких звуков. Именно поэтому в аккордах с дополнительным басом основной тон следует брать по максимуму выше баса.
Основной тон на аппликатурах выделен красным цветом. Место где прижимается басовая нота обозначается кружком, в котором закрашена только нижняя половина. В случае, если басом оказывается открытая струна, она обозначается окружностью с линией внутри -.

Таким образом, для того чтобы построить аккорд с дополнительным басом, нужно к аппликатуре аккорда основного вида добавить соответствующую ноту. Основной тон при этом должен быть по возможности максимально выше баса.

Трезвучие с дополнением басом превращается в аккорд из 4-х различных звуков.

Обращения аккордов.

Помимо аккордов с дополнительным басом существуют другие аккорды с басом отличным от основного тона - обращения. В обращениях количество различных звуков не увеличивается. Так, к примеру, в обращениях от трезвучий 3 звука.

Что такое обращение аккорда? В обращение аккорда самая низкая нота - не основной тон, а один из других звуков составляющих его. Так для трезвучия (составляются из 3-х различных звуков) может быть 2 обращения. Первое, если басом является терция. Второе, если бас - квинта.

Первое обращение аккорда A, рассмотренного выше и состоящего из звуков A (тоника), Db (терция), E (квинта) - это аккорд A/Db. Второе обращение - аккорд A/E.
Также как и в аккордах с дополнительным басом в обращениях аккордов для чёткости звучания нужно основной тон брать как можно выше. Поэтому на аппликатуре второго обращения аккорда A - A/E 5-я струна обозначена как не звучащая. Таким образом, не озвучивая ноту A на 5-ой открытой струне, достигается более отчётливое звучания баса - ноты E.

В септаккордах, нонаккордах, ундецимаккордах, терцдецимаккордах 4, 5, 6, 7 различных звуков, соответственно обращений у них может быть больше чем у трезвучий - 3, 4, 5, 6 шт.

Линии баса

Использование аккордов с басом отличным от основного тона вместе с аккордами основного вида позволяет вести линию баса.
Басовая линия может строиться посредством чередования басовых нот, либо чередование аккордов при неизменном басе, либо комбинирование этих вариантов.

Читайте также: