Аккорды под гитару соло аккорды

Обновлено: 19.09.2024

Игра соло в одном и том же ладу под все аккорды иногда называется «горизонтальной импровизацией». Смену лада с каждым аккордом можно назвать «вертикальной импровизацией».

На самом деле, всё зависит от того, как на это смотрит импровизатор, от времени, акцентов и так далее. Иначе говоря, вы можете получить абсолютно идентичный результат, используя любой из двух упомянутых подходов.

Чтобы проиллюстрировать только что сказанное, можно привести некоторый искусственный пример. Скажем, при постоянном чередовании аккордов C и G7 солист-импровизатор может постоянно использовать до-мажорную гамму. Таким образом, он постоянно будет находиться в одной и той же ладотональности (до-мажор) и использовать метод «горизонтальной импровизации».

С другой стороны, тот же солист-импровизатор может играть миксолидийский соль в тот момент, когда звучит G7, и ионийский до, пока звучит аккорд C. В этом случае каждый из аккордов будет мыслиться временным устоем (местной тоникой), а при смене аккордов будет происходить смена ладотональности.

Важно то, что миксолидийский соль и ионийский до полностью совпадают по звуковому составу (являются параллельными), поэтому при обеих подходах будет использован один и тот же белоклавишный звукоряд.

Таким образом, ощущение смены ладотональности будет зависеть исключительно от организации музыкальной формы, или вообще происходить только в голове у импровизатора, а фактический «выбор нот» запросто может стать одним и тем же при обоих подходах.

Безусловно, многое зависит от музыкальной формы. Если идёт пулемётная смена аккордов (например, на каждую долю), заниматься вертикальной импровизацией» будет вряд ли возможно. С другой стороны, при различных способах мышления импровизатора («горизонтальной» или «вертикальной» импровизации) есть все шансы получить разную по характеру музыку.

Немного обобщая вышесказанное:

  • Если в песне используются только аккорды, свойственные её тональности (диатонические аккорды), то соло может оставаться в тональности без особых проблем.
  • Если в песне есть несколько аккордов, формально не входящих в её тональность, для работы с этими аккордами может потребоваться сменить гамму (или некоторые ноты).
  • Можно также думать о каждом аккорде как об отдельной ладотональности — чаще всего это делается в некоторых типах джаза.
  • Другие близкие гаммы и лады (или просто некоторые измененные тона) могут быть использованы для создания краски или напряжения. Чем дальше вы продвигаетесь в изучении теории, тем больше вы понимаете, как много вам может «сойти с рук». Многое зависит от стилистики (жанра) музыки — то, что допустимо в одной стилистике, будет недопустимо в другой.

Для понимания вышесказанного полезно осознать понятие диатонических ладов и их «параллельности». Скажем, тот факт, что белоклавишный звукоряд (все звуки без диезов и бемолей) является материалом для семи различных ладов, а тоникой в этом звукоряде может послужить любой из семи звуков.

Читайте также: