Аккорды двойной доминанты в каденции

Обновлено: 26.12.2024

См. также решения задач

Абызова 485 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 513 №№1, 2, 3, 4, 5, 6

Алексеев 280, 281, 282, 283, 284, 285, 286, 287, 288, 289, 290, 291, 292, 293

Бригадный 435 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12 445 №№1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11,12 464 №№1,2,3,4,5,6,7,8,9,10

Аккорды двойной доминанты. Аккорды с увеличенной секстой

Альтерацией называется хроматическое повышение или понижение неустойчивых ступеней, обостряющее их тягготение к устойчивым.

Получаются следующие альтерированные аккорды:

Двойная доминанта в каденции

Наиболее употребительны в каденции те виды двойной доминанты, бас которых наиболее близок к V ступени: W65, W43, W VII7, W VII65, W7. Разрешаются они или в K64, или непосредственно в D. Перед W должна быть S гармония.

Двойная доминанта внутри построения

Аккорды W употребляются не только в каденциях, но и внутри построения. Если в каденциях W подготавливается S, то в середине она вводится после T или VI, реже после Vили D7. Разрешается W чаще всего в D или её обращение. При разрешении в диссонирующие аккорды D группы (D7, VII7, D9) вводный звук W идет вниз на хроматический полутон в септиму D7 или в квинту VII7 - противоположно своему тяготению.

В каденциях при переходе W65 и WVII7 в D7 получается переченье, но оно мало заметно и поэтому употребительно.

Аккорды W могут переходить в диссонирующие аккорды S группы. Иногда аккорды W переходят путем понижения 3 и 5 (1 и 3 в WVII) в соответствующие аккорды II7. Этот переход называется дезальтерацией. I6 - W7 - II7 г.( b3,b5 )- D43 - I.

WVII7 - K64 Моцарт. Соната №17, часть II, I период.

I6 - WVII65- D в разв. Моцарт. Соната №18, часть II, I период.

Изложение темы - Бетховен. Соната №18, часть I, г.п.

W6- D2. Бетховен. Соната №4, II часть, I период.

WVII7 в кульм. Бетховен. Соната №7, II часть, I период.

Даргомыжский. Мне грустно

дезальт. Чайковский. Зачем. т.т. 10-11.

плаг. об. на т.о.п. Шопен. Мазурка №34, op.56 №2.

I - WVII7 - I. Шопен. Мазурка №47 op.67 №4

W9 Шуман. Грёзы.

WVII65 - K64 - bII6 - WVII7 - K64. Чайковский. Кабы знала я (кульминация)

W65--43 - WVII65-I6 в кульминации.Шуберт. Нетерпение

Обыгрывание K64. Бетховен. Соната №5, I часть, з.п.

Аккорды с увеличенной секстой

В группу созвучий альтерированной W входит несколько аккордов, в интервальном составе которых обязательно находится ув.6. Они строятся на VI ступени минора или гармонического мажора. Это W43 b5 , WVII6 b3 , WVII65 b3 b7

Аккорды альтерированной W подготавливаются тоникой и её обращениями, S и её обращениями. Разрешаются в K64 и в проходящий T64, в основе разрешение ув.6 в 8 и ум.3 в 1. Иногда K может быть заменен на D c 6. W6, W43 и W VII65 могут разрешаться в D53. Здесь между басом и одним из средних голосов допускаются параллельные квинты.

Иногда аккорды W с ув.6 применяются в окружении T53, T6, иногда - K64. Голосоведение плавное, типичное для K оборотов. Иногда аккорды альтерированной W переходят в аккорды W, а затем вновь в альтерированный вид.

Читайте также: