Аккорды друг за другом

Обновлено: 18.09.2024

С темой аккордов связано много надуманных проблем. Скажем, среди тех, кто играет на гитаре, очень популярны запросы на "табы", то есть схемы расположения пальцев на грифе гитары, чтобы взять тот или иной аккорд. Кроме того, названия вроде "доминантсептаккорд" звучат устрашающе, и всё это надо запоминать?

Нет. В аккордах нет ничего сложного, их не надо заучивать, и не надо искать никакие табы.

Вы уже должны знать, что такое лад и тональное пространство, и к концу этого материала вы будете знать почти всё про аккорды и уметь находить их на гитаре или любом другом инструменте с известным строем.

Что такое аккорд?

Корд – это сердце (кардио, да, латынь). Ак-корд – соответствие, согласие. Дис-корд – несоответствие, разногласие.

В музыке аккорд – когда более одной ноты звучит одновременно, и между ними предполагается какое-то согласие.

Звуки аккорда должны быть в согласии. Что это за звуки?

Возьмем ноту "до". Это первая, она же корневая ступень лада "до мажор".

Следующая нота – "ре". Пропускаем её и берём следующую – "ми".

Мы получили созвучие "до-ми". Это уже аккорд, более одного звука. Но обычно аккорд содержит минимум три ноты, а теоретический максимум – двенадцать (в октаве двенадцать ступеней, а потом они просто начнут повторяться).

Следующая нота – "фа". Пропускаем её и берём следующую – "соль".

Мы получили аккорд "до-ми-соль", он же до-мажор. Обратите внимание, что лад тоже называется до-мажор.

Первый аккорд лада всегда совпадает с названием лада.

Аккорд называется до-мажор по той же самой причине, почему лад называется до-мажор – корневая нота это "до", а между "до" и "ми" два больших интервала:

Теперь берём вторую ступень лада – ноту "ре". Эта нота будет базовой нотой второго аккорда лада.

Следующая нота – "ми". Пропускаем её и берём следующую – "фа".

Следующая нота – "соль". Пропускаем её и берём следующую – "ля".

Мы получили аккорд "ре-фа-ля", он же ре-минор, он же является первым аккордом лада ре-минор с корневой нотой "ре".

Почему именно эти ноты?

То есть почему для аккорда мы берём ноты через одну, а не подряд, или не через две?

Потому что именно эти интервалы между корневой и следующими нотами обеспечивают наибольшее согласие, т.е. консонанс. Об этом вы можете почитать в предыдущих материалах. Однако эти интервалы могут быть и другими, и тогда мы получим тоже аккорды, но они будут довольно специфические и у них будут специальные названия.

Итак, чтобы построить аккорд для любой ступени лада, нужно:

  1. Выбрать любую корневую ноту
  2. Прибавлять к корневой ноте следующие ноты ЧЕРЕЗ ОДНУ

Вам нужен аккорд от ноты "ля"? ля си до ре ми , итого осталось "ля-до-ми", или ля-минор, первый аккорд лада ля-минор.

Вам нужен аккорд от ноты "фа"? фа соль ля си до , итого осталось "фа-ля-до", или фа-мажор, первый аккорд лада фа-мажор.

Итого, так как каждый лад имеет одни и те же 7 нот, то каждый лад имеет одни и те же 7 аккордов:

  1. До-мажор (до-ми-соль)
  2. Ре-минор (ре-фа-ля)
  3. Ми-минор (ми-соль-си)
  4. Фа-мажор (фа-ля-до)
  5. Соль-мажор (соль-си-ре)
  6. Ля-минор (ля-до-ми)
  7. Си уменьшенный (си-ре-фа)*

В до-мажорном ладу корневым (первой ступенью) является аккорд до-мажор, а в ре-минорном – аккорд ре-минор, и так далее. То есть хотя набор аккордов одинаковый, корневые аккорды разные, а значит, всё, что строится на отношениях с корнем – также получится разное.

*Си-ре-фа это си-минор с уменьшенной ступенью, они ещё бывают увеличенные. Почему так получается, я прямо сейчас рассказывать не буду, чтобы не засорять основную информацию. Это будет потом. Мажорное или минорное звучание определяется второй нотой аккорда, а не третьей. Поэтому "си уменьшенный" – всё равно минорный.

Аккордов гораздо больше, чем семь вышеперечисленных. Куда делись все остальные?

Действительно, в списке есть например до-мажор, но нет до-минора. Хотя его и можно построить отдельно, мы уже обсуждали, что ступени лада находятся в обособленном тональном пространстве, которое и создаёт характерное звучание лада. Соответственно и аккорды, которые построены на этих ступенях, находятся в том же пространстве, за счет чего и достигается гармоничность и цельность звучания музыки.

Так же как нельзя в ладу использовать чужую ноту, нельзя использовать и чужой аккорд. Поэтому ни в одном из этих ладов не может быть аккорда до-минор.

(Ну, вы знаете, что можно всё, но только потом, когда научитесь)

Что касается построения вообще любых аккордов, то они строятся так же элементарно, но это мы обсудим позже. Пока нам с головой хватит тех аккордов, которые определены в рассмотренных ранее ладах.

Для чего нужны аккорды?

Во-первых, аккорды обогащают звучание мелодии, делают его более насыщенным.

Во-вторых, аккорды используются как основа тонального пространства. Давайте посмотрим на мелодию "чижик":

Ранее я говорил, что мелодия должна начинаться с корневой ноты и возвращаться к ней. Но не все мелодии обязательно начинаются с корневой ноты. Например, "чижик" имеет тональность до-мажор, но начинается с ноты "ми". Это не мешает ему возвращаться к корневой ноте "до" и в принципе никаких вопросов у мозга не вызывает.

Но если бы мы хотели явно подчеркнуть тональность, то одновременно с началом этой мелодии мы могли бы сыграть аккорд до-мажор.

Давайте посмотрим на нотную запись "чижика":

В начале каждого такта указаны некие буквы, которые я обвёл красными кружочками. Это ничто иное, как аккорды до-мажор ( C ), ре-минор ( Dm ), соль-мажор ( G ) и снова до-мажор ( C ).

Ноты для аккордов не написаны на нотном стане, потому что достаточно только названия аккорда.

Добавим эти аккорды в композицию:

Звучание стало интереснее, ну а кроме того, мы теперь точно знаем, что находимся в до-мажоре. Мелодия начинается с аккорда до-мажор и им же заканчивается, а другие два аккорда (ре-минор и соль-мажор) на законных основаниях принадлежат ладу до-мажор как вторая и пятая ступень.

Как получается, что ноты мелодии и аккорда сочетаются?

Если вы присмотритесь, то увидите, что ноты мелодии либо совпадают с нотами аккорда, либо достраивают этот аккорд до более полной или несколько видоизменённой формы (про это мы ещё не проходили). В общем, в результате получается опять аккорд, а ему некуда деваться, кроме как сочетаться с самим собой.

Мы сейчас копнули только верхушку, и впереди нас ждёт ещё несколько подробностей, техник, правил и лайфхаков, связанных с аккордами.

Ну а теперь бонус:

Аккорды на гитаре без табов!

Всё, что вам нужно от гитары или от любого другого музыкального инструмента – это знать его строй и то, как управлять ступенями. Вот так настроены струны шестиструнной гитары:

А гитарные лады (здесь это не тональности, а железные поребрики) отвечают за ступени октавы. Один лад – одна ступень (малая, то есть речь о каждой из 12 ступеней). Собственно, это всё, что нужно знать.

Построим аккорд до-мажор из трёх нот до-ми-соль? Смотрим на струны: у нас уже есть две "ми" и одна "соль", поэтому их не трогаем. Остались "ля", "ре", и "си".

Читайте также: