Аккорды для гитары переходы
Обновлено: 14.11.2024
Красивые переборы на гитаре – секрет струнного изящества в аккомпанементе. Баллада, просто часть в какой-то композиции с «замудрёнными» перебираниями струн – это всегда фишка, изюминка аранжировки.
На этом занятии мы разберём красивые, и в то же время довольно простые, легкие переборы. В дальнейшем они пригодятся вам для написания собственных тем, создания кавер-версий, партий для гитарных дуэтов, трио и т.д. Материал и для начинающих, и для гитаристов с опытом.
А совсем для новичков – кто только начинает изучать перебор – рекомендуется занятие «Основные, распространённые виды переборов».
Если хотите звучать изыскано, неповторимо, используйте красивые переборы с красивыми аккордами (в помощь подборка оригинальных аппликатур, для До мажора, а также упрощённые аккорды).
Обозначения и как заниматься
Все схемы переборов без аккордов записаны в двух вариантах:
1. Порядок перебирания струн указан цифрами.
Сначала защипываем 5-ую струну, потом 3-ю, 2-ую и 1-ю.
Обозначение «бас» – это басовая струна, это может быть и 6-ая, и 5-ая и 4-ая струна, в зависимости от аккорда (для Dm – 4-ая, Am – 5-ая, Em – 6-ая и т.д.); т.е. определённо не указывается – как универсальная схема.
Если струны (цифры) объединены знаком «+», их нужно защипывать одновременно:
5+2-4-2-4-2-4
5-ая и 2-ая струны защипываются одновременно.
2. Перебор струн изображён визуально: линии – струны, и точки на линиях – последовательность защипывания.
Если две и больше точек размещены на схеме параллельно, значит указанные струны нужно защипывать одновременно. В этом примере вместе защипываются 5-ая и 2-ая.
Латинские буквы возле точек – каким пальцем нужно защипывать струну. Это стандартная система обозначения пальцев правой руки:
- p – большой;
- i – указательный;
- m – средний;
- a – безымянный.
Кроме схем, табы и ноты примеров использования переборов с аккордами + в файлах для Guitar Pro 7 (можно слушать, учить эти упражнения в нотном редакторе).
Бас + две струны
бас-2-1
бас-2-1-бас-2-1
- басовую струну – большим пальцем;
- 2-ую – указательным;
- 1-ую – средним.
За вторым разом в ритмической фигуре бас меняем. Например, сначала 5-ая, потом 4-ая струна.
Обратите внимание, в графических схемах указывается конкретный бас (на какой именно струне). Но вы можете использовать другую басовую струну, произвольно, как того требует аккорд + ваши вкусовые предпочтения. Например, если играть на аккорд G (соль мажор) этот перебор, тогда сначала 6-ая, потом 5-ая. Или же 6-ая, потом 4-ая.
Сыграем этот красивый перебор на гитаре с открытыми аккордами – Am/ Dm/ G/ C/.
бас-1-2
Вариация предшествующей схемы. После баса не 2-ая струна, а 1-ая.
бас-1-2-бас-1-2
Аппликатура для правой руки не меняется.
Попробуйте снова сыграть на гитаре предыдущее упражнение, но уже этим, слегка изменённым, перебором.
бас-3-2
Ещё один вариант «бас + две струны» на «раз, два, три». Но без 1-ой струны. Звучание аккордов получается с более низким оттенком.
бас-3-2-бас-3-2
- бас – большим пальцем;
- 3-я – указательным;
- 2-я – средним.
Пример: играем этим перебором аккорды Am/ Asus2/ E (скачать файл GP)
Совет! Чтобы научиться хорошо играть рассматриваемые переборы, делайте не только разбор указанных примеров, но и ещё дополнительно играйте свои любимые аккордовые последовательности (аккорды открытые, на баррэ, с надстройками), перебирая струны по изученной схеме.
бас-2-1-2-1-2
Довольно быстрый перебор. Играем на раз, два, три. Но на каждую долю размера нужно защипывать последовательно две струны. Добавим для счёта «и»: на «раз» – басовая, на «и» – 2-ая; на «два» – 1-ая, на «и» – 2-я; на «три» – 1-ая, на «и» – 2-ая. Сначала можно проговаривать и играть на открытых струнах – «1 и, 2 и, 3 и».
бас-2-1-2-1-2
- 2-ая – указательным;
- 1-я – средним.
Используя эту «струнную комбинацию», можно создавать очень красивые мелодичные обыгровки. Например, интересный вариант в ре мажоре (табулатура для Guitar Pro):
Переборы – бас защипываем с верхней струной
5+2-4-2-4-2-4
Также в ритме «раз и, два и, три и», на каждую долю по два звука. Пятую струну защипываем с второй.
5+2-4-2-4-2-4
- 5-ая – большим пальцем;
- 2-ая – безымянным;
- 4-ая – указательным.
Играем последовательность Em/ D/ C/ Bsus4 B/ (этот пример в файле .gp).
бас+2-3-бас+1-3
бас+2-3-бас+1-3
- 5-ую и 2-ую – большим и средним;
- 3-ую – указательным;
- 5-ую и 1-ую – большим и безымянным;
- 3-ую – снова указательным.
Сыграем перебором распространённую последовательность в ре мажоре (файл GP):
бас+2-1-2-3
Разновидность перебора «четвёрка». Ритм на «раз и, два и». На «раз» – бас с верхней струной, «и» – 1-ая струна; на «два» – 2-ая, на «и» – 3-ая.
бас+2-1-2-3
- бас+2-ая – большим и средним;
- 1-ая – безымянным;
- 2-ая – средним;
- 3-я – указательным.
Ход аккордов в ля миноре этим перебором. Сначала бас со 2-ой струной, потом перебираем от 1-ой к 3-ей.
Поочерёдно два вида «четвёрки»
Комбинируем две разновидности «четвёрки» для гитары. Первая часть перебора (нисходящая): бас, от 1-ой к 3-ей. Вторая часть наоборот (восходящая): бас, от 3-ей к 1-ой.
бас-1-2-3-бас-3-2-1
Обратите внимание, бас меняется во второй части перебора.
- бас – большим пальцем;
- 1-ую – безымянным;
- 2-ую – средним;
- 3-ю – указательным.
В примере на каждую часть перебора разные аккорды (нисходящий на C, восходящий на Fmaj7 и т.д.). Но вы также можете проигрывать полностью перебор на одном аккорде (как вариация этого упражнения и свои последовательности).
Таким образом у вас может получиться симпатичный аккомпанемент под гитару даже на простецких, открытых аккордах 🙂
Переборы с басовым ходом
Ну что ж, продолжаем обучение – далее красивые переборы для гитары с басовым ходом. В том смысле, что если перебирать струны по этим схемам, дополнительно ещё и прослушивается линия баса в аккомпанементе. Как бы одна гитара за две: аккорды + бас.
бас-3-2-1-2-3-бас
С баса начинаем перебор (восходящий + нисходящий) и басом заканчиваем. Затем схема повторяется: и опять же начинается с баса.
бас-3-2-1-2-3-бас
А разобраться с ритмическим рисунком этого перебора нам поможет упражнение в ля миноре (скачать в файле guitar pro тут).
Играем на «раз и, два и»:
- на «раз» – бас, на «и» – 3-ая, затем 2-ая;
- на «два» – 1-ая, 2-ая (начинаем обратный ход);
- на «и» – 3-ая, бас.
В каждом такте упражнения схема повторяется два раза (на два аккорда). Обратите внимание, в завершении перебора басовая нота на аккорде может звучать уже другая (как на Dm – начинаем с ре и заканчиваем фа).
Попробуйте придумать упражнение, этюд на этот перебор: добавляйте разные басы к аккордам, в т.ч. и разные басовые ноты на один аккорд. Добивайтесь красивого мелодичного звучания басовой линии, с плавными переходами от одного аккорда к другому.
аккорды + басовая линия восьмыми
Возможно, вам уже приходилось слышать инструментальные аранжировки, когда бас ритмично выдаёт одну и ту же ноту, а на гитаре аккорды звучат лишь отдельными штрихами (протяжные акценты на весь такт или полтакта).
И вот этот вариант струнного щипка позволяет создавать на гитаре примерно такое же звучание.
Кстати, такой приём можно только отчасти назвать «перебором», так как в нём нет перебирания струн как такового (в привычном понимании этой техники). Тем не менее, это игра щипком, а не ритмом (боем), с соответствующим звучанием.
- бас – большим пальцем;
- аккорд защипывается с басом на верхних струнах: 1-ая – безымянным; 2-ая – средним; 3-я – указательным.
Используя этот приём, сыграйте аккорды в ми миноре – Em/ C/ Am/ B7/ (файл .gp):
Придумайте свой вариант на 4/4. Добавьте больше акцентов с аккордами или, наоборот, меньше.
Защипываем две соседние струны
Если перебирать струны не по одной, а по две, то есть в восходящем или нисходящем движении защипывать одновременно две соседние струны, можно придумывать самые красивые переборы. Как минимум, при использовании такого способа звукоизвлечения аккорды звучат необычно.
Разберём вот такую схему:
бас-3+2-3+2-2+1-2+1-3+2
Примерно так, как играется перебор «шестёрка». Только по две струны.
- бас – большим пальцем;
- две струны защипываем указательным и средним.
Сыграем перебором «по две струны»: Dm – E/D – Cm/D – D.
Наше занятие подходит к концу. Но а изучение красивых переборов, разумеется, завершать не стоит. Всё только начинается) Хотите самостоятельно придумывать самые крутые, оригинальные переборы, осваивайте новые схемы (перебирания струн), комбинируйте их, изменяйте. Играйте в другом размере, ритме, темпе, чего-то добавляйте и убирайте и пр. Такие эксперименты вознаградят вас творческим бонусом. Вот увидите, прилетит крылатая муза с идеями гитарного медляка 🙂
Читайте также: