Аккорд с расщепленной квинтой

Обновлено: 19.09.2024

Базовый курс гармонии. Содержание
Альтерация – это внутриладовый хроматизм, полутоновое изменение неустойчивых ступеней лада, обостряющее их тяготение в устойчивые ступени.

В аккордах доминантовой группы альтерируется в первую очередь 2-я ступень лада. Это квинтовый тон в аккордах 5-й ступени и терцовый – в аккордах 7-й ступени.
В мажоре 2-я ступень может как повышаться, так и понижаться.

Альтерированные аккорды доминантовой группы в мажоре:

Альтерированные аккорды доминантовой группы в мажоре-1

В миноре 2-я ступень только понижается.

Альтерированные аккорды доминантовой группы в миноре:

Альтерированные аккорды доминантовой группы в миноре-1

В приведенных выше моделях не отражены обращения альтерированных трезвучий и септаккордов доминантовой группы,

а также доминантсептаккорд (D7) и доминантовый нонаккорд (D9) с расщепленной квинтой (возможны только в мажоре):

Последовательный ряд звуков D9 с расщепленной квинтой образует целотоновый звукоряд:

d9-%d1%81-%d1%80%d0%b0%d1%81%d1%89%d0%b5%d0%bf%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%bd%d0%be%d0%b9-%d0%ba%d0%b2%d0%b8%d0%bd%d1%82%d0%be%d0%b9-1

Альтерированные тоны аккордов разрешаются по тяготению: повышенные – вверх; пониженные – вниз:

Альтерированная доминанта-1

При разрешении в тонику аккордов доминанты с повышенной квинтой в аккордах тоники удваивается терцовый тон.

При разрешении аккордов VII ступени с пониженной терцией в тонику могут образоваться параллельные квинты. Чтобы этого избежать, нужно альтерированный аккорд VII ступени сначала внутрифункционально разрешить в соответствующий аккорд V ступени, который затем разрешить в соответствующий аккорд тоники:

Читайте также: