Аккорд с двумя баррэ

Обновлено: 19.09.2024


Занятие для тех, кто уже научился играть первое баррэ F или выучил пару баррэ и желает освоить все основные аккорды баре на гитаре. Далее для акустической гитары и электрогитары – часто используемые в песенном аккомпанементе аппликатуры с баррэ (схемы для начинающих, фото, таблица), как их найти на грифе, построить от любого звука, примеры аккордовых последовательностей из известных песен.

Определение и обозначение

Баррэ – приём аккордовой техники для гитары, когда в аппликатуре пальцем/пальцами прижимаются все струны или часть струн на определённом ладу.

Есть две формы приёма:

  • Большое баррэ – прижимаются все струны.
  • Малое баррэ – прижимается часть струн (3-4 струны).

Мы будем рассматривать аппликатуры минорных и мажорных аккордов, септаккордов в форме большого баррэ. О малом баррэ подробней в этой статье.

В аккордовых сетках баре обозначается обычно жирной сплошной линией на ладу. А цифра указывает – на каком именно ладу (в какой позиции). Если цифры нет, значит на первом ладу. Или же отсчёт от верхнего порожка (например, на 3 ладу аппликатура, но изображён гриф с 1-го по 5-ый лад).

обозначение баррэ

Иногда лад, на котором прижимаются все струны, в сетке изображают в виде точек, в отдельности или соединённых линией, скобкой.


Аппликатура для остальных пальцев указывается в стандартном для сетки формате. Например, A (ля мажор) на 5 ладу – схема и фото:


баррэ A

А также используются картинки с пальцами: для баррэ также обозначается палец цифрой – если «1», прижать все струны указательным.

В сетке это 5 лад:

с обозначением пальцев

Принцип построения аккордов с баррэ

Приём баррэ позволяет использовать аппликатурные формы открытых аккордов (Am, E, Em, A и др.) в любой позиции (на любом ладу). Баррэ как бы выполняет функцию верхнего порожка: фактически, он смещается в закрытую позицию аккорда с баре.

Форма E

Разберём принцип построения аккордов с баре на примере формы ми мажора – исходная открытая аппликатура и баррэ в позиции.

Наверняка вам хорошо знакомый E – на 1-ом и 2-ом ладу:

E (ми мажор)

Его тоника ми, основной звук, на 6-ой открытой струне.

Давайте построим в этой аппликатурной форме E другой мажорный аккорд – G на баре. То есть «перенесём», «сдвинем» форму E на другой лад, в закрытую позицию.

Строить аккорд будем от тоники (основного звука) на басовой струне, в данном случае на 6-ой.

Итак, в исходной аппликатуре E – тоника ми, на открытой 6-ой струне. Если нам нужен G (соль мажор), соответственно, сначала нужно найти его тонику – звук соль на 6-ой струне.

соль – на 3-ем ладу

Тоника соль – на 3-ем ладу. Наша «отправная точка» для построения соль мажор.

Баррэ на 3 ладу – прижимаем все струны указательным пальцем (как верхний порожек в открытой позиции на E). Остальными пальцами – аппликатура E: средний – 3-ая струна, 4-ый лад; мизинец – 4-ая, 5-ый лад; безымянный – 5-ая, 5-ый лад.

G на баре в форме E

Форма E «сдвигается» на 3-ий лад и получается G.

На фото G на баре:

фото G на баре

По аналогии можно использовать форму E и для других мажорных аккордов (от любого звука):

Форма Am

И для закрепления изученного разберём ещё один пример – как строятся минорные аккорды с баре на основе формы открытого Am (на 1-ом и 2-ом ладу).

Допустим, нам нужно взять Cm на баррэ в форме Am:

Cm в форме Am

В открытом ля миноре – тоника ля на 5-ой открытой струне. Находим звук До – тонику Cm. Это 3-ий лад, 5-ая струна. А затем строим от этого звука аккорд в форме Am, но, разумеется, с баррэ.

Получается, что форма Am «перемещается» на 3-ий лад.

фото Cm

Расшифровка аппликатуры Cm:

  • указательный прижимает пять струн на 3-ем ладу (6-ая не звучит);
  • средний – 2-ая струна, 4-ый лад;
  • на 5-ом ладу: мизинец – 3-я, безымянный – 4-ая.

Попробуйте самостоятельно найти изученные аппликатурные формы E и Am от других звуков (от фа-диез, ми-бемоль, ре-диез и т.д.).

Часто используемые аппликатуры с баррэ

Аккорды на баре в форме E, Em, Am и A – самые легкие, простые. И в аккомпанементе эти аппликатуры используются чаще, чем остальные.

В рамках занятия разберём все аккорды (базовые) на основе этих форм. А именно – аккорды минорные и мажорные, малые мажорные септаккорды, большие мажорные септаккорды, малые минорные септаккорды. Они пригодятся вам в первую очередь при разучивании песен.

Для каждого аккорда две аппликатуры: 1 – с тоникой на 6-ой струне, 2 – с тоникой на 5-ой. Этого минимума вполне хватит, чтобы сыграть множество разных песен на баре.

Рассматриваем аппликатуры от звука До (C), но вы можете использовать их в дальнейшем от любого звука. То есть, применять их как шаблон по вышерассмотренному методу построения аккордов на баррэ.

Если возникнут какие-либо сложности – в помощь универсальные аппликатурные сетки, таблица-шпаргалка (аккорды баре для начинающих от каждого звука) в следующих блоках статьи.

С тоникой на 6-ой струне

Мажорный аккорд (форма E) – уже знакомый вам по примеру построения аккордов с баррэ от тоники.


Малый мажорный септаккорд (форма E7). Почти как мажорный, только убираем из основной аппликатуры мизинец с 4-ой струны.



Большой мажорный септаккорд. Тоже небольшая «перестройка» формы E.


Если от звука До – 8 позиция:


Минорный аккорд (форма Em). Лёгкое баррэ на гитаре: прижимаем в позиции все струны двумя пальцами (как на фото) – указательным и средним.


Малый минорный септаккорд (форма Em7). По аналогии с предыдущим шаблоном, только без мизинца на 4-ой струне.


С тоникой на 5-ой струне

В баррэ-аккордах с тоникой на 5-ой струне не прижимается и не звучит 6-ая струна (басовая – самая толстая).

Мажорный аккорд (форма A). Через лад от линии баррэ – мизинец прижимает 2-ю струну; безымянный – 3-ю, средний – 4-ю.


Эта аппликатура довольно сложная. В особенности непросто разместить три пальца на одном ладу в высоких позициях (ближе к 12-му ладу). Поэтому довольно часто используются упрощённые варианты формы A на баррэ:

упрощённые варианты формы A

Аппликатуры без 6-ой и 1-ой струны: 1 сетка – три струны прижимаются безымянным; 2 – три струны прижимаются мизинцем. 3 сетка – без 6-ой и 5-ой (басовых).

Фото упрощённых аккордов на основе баррэ в форме A:



Малый мажорный септаккорд (форма A7). В отличие от формы A не прижимается 3-я струна.


форма A7

Большой мажорный септаккорд (форма Amaj7). Также по форме A, но 3-я струна прижимается на соседнем ладу от баррэ.


Минорный аккорд (форма Am). Эта аппликатура также вам уже известна из примеров построения аккордов с баррэ. В отличие от исходной открытой формы постановка пальцев изменяется, так как указательным прижимаем все струны в позиции (баррэ).


Малый минорный септаккорд (форма Am7). Как и форма Am, но не прижимаем мизинцем 3-ю струну.


Универсальные аппликатуры баррэ

Итак, давайте подведём итоги по выученным аппликатурам.

Но представим их не от конкретного звука, а только лишь с обозначением тоники. Таким образом сетки можно будет использовать для построения аккордов на баррэ от любой ноты. Достаточно лишь отыскать нужный основной звук на 6-ой или 5-ой струне и использовать необходимый шаблон мажорного, минорного аккорда или септаккорда.

Аккорды на баре для гитары с тоникой на 6-ой струне:

с тоникой на 6-ой струне

С тоникой на 5-ой струне:

С тоникой на 5-ой струне

Примеры аккордовых последовательностей

Чтобы отработать изученные аппликатуры баррэ, поиграйте последовательности из известных песен.

Дельфины – Мумий Тролль (файл Guitar Pro):

Дельфины – Мумий Тролль

Мой друг художник и поэт – К. Никольский (файл Guitar Pro):

Мой друг художник и поэт (куплет)

Также можно сыграть 12-ти тактовый блюзовый квадрат на баррэ (в файле GP):

блюзовый квадрат

И ещё упражнения на обычные баррэ – распространённые последовательности в любом ритме, темпе (произвольно, на ваш музыкальный вкус):

Упр. №1

Упр. №2

Упр. №3

Упр. №4

Таблица аккордов

В таблице все вышерассмотренные аппликатуры, построенные от основных ступеней звукоряда (до, ре, ми, фа, соль, ля, си). По 10 аппликатур (5 с тоникой на 6-ой струне + 5 с тоникой на 5-ой) для каждого звука. Типы аккордов (мажорные, минорные, септаккорды) распределены по столбцам.

Если вам нужен аккорд H, Hm или H7, следует смотреть аппликатуры B, Bm или B7 в строке «Си». Так как H и B это разные буквенные обозначения одного и того же звука – си.

таблица аккордов с баррэ

таблица аккордов с баррэ (2)

Над сетками названия аккордов по буквенно-цифровой системе. Под каждой сеткой буквами обозначены звуки аккорда (для каждой струны).

Используйте таблицу на начальном этапе изучения аппликатур. Сначала постарайтесь самостоятельно найти аккорд по тонике на басовой струне. А затем сверяйтесь с таблицей. Также «шпаргалка» поможет и тем, кто ещё плохо знает расположение звуков на грифе, затрудняется использовать аппликатуры от определённой тоники.

На этом занятии мы разобрали только основные, распространённые формы баррэ. И конечно, это только первые шаги в освоении этого базового приёма. Для дальнейшего изучения баррэ вам также будет полезно ознакомиться с аппликатурной системой CAGED.

Читайте также: