Адресат аккорды для гитары
Обновлено: 22.11.2024
При первом беглом взгляде на «геометрию» нот и аккордов на грифе гитары может показаться, что это огромный пласт информации, который нужно формально заучивать в течение длительного времени, и это навевает тоску.
Однако, не всё так плохо, как кажется. Послушаем несколько советов.
Martin Turner , «гитарист с 1979 года».
Основных аккордов — несколько десятков. Как только вы узнаете эти аккорды, освоите некоторую часть теории музыки и выучите некоторые гаммы, вы сможете самостоятельно сконструировать практически любой аккорд из «строительных блоков», которые окажутся в вашем распоряжении (в результате только что сказанного).
Основные аккорды — это мажорные и минорные трезвучия в «открытой позиции», а также универсальные аппликатуры трезвучий и септаккордов, которые можно передвигать по грифу, в частности, аккорды с баррэ.
Кроме этого, например, лично у меня есть несколько аккордов, которые я считаю своей «визитной карточкой» и называю «wide open chords» (что-то вроде «широко открытых аккордов»), которые берутся далеко на грифе, но с использованием некоторых открытых струн.
Самый простой способ научиться находить нужные басовые ноты для уже выученных универсальных аппликатур (а значит, находить фактически сами эти аккорды) — попрактиковаться в гаммах, то есть выучить ноты на грифе. Играть гаммы, глядя в ноты, проговаривая и пропевая ноты.
В джазе есть много «расширенных» аккордов (аккордов с надстройками), но они становятся достаточно простыми для понимания, когда вы знаете, как прочитать их буквенно-цифровую запись. Она в большинстве случаев просто сообщает вам, какие дополнительные тона нужно добавить к уже известному простому аккорду.
Самые «сложные» аккорды часто могут быть очень простыми для прижатия. Например, Em13 — это то, что вы получаете, если просто извлекаете все открытые струны.
James Martin , «басист, композитор»
Аккорды, которые вы используете, чаще всего впитываются мышечной памятью через довольно короткое время. Вы можете почувствовать аппликатуру своими руками, вместо того, чтобы много думать об отдельных нотах. То же самое для гамм.
Для меня, многих басистов и гитаристов, это аппликатуры — взаимосвязанные узоры, которые соединяются друг с другом вверх и вниз по грифу. Интервалы — тоже аппликатуры. Например, большая и малая терции имеют разную визуальную форму.
Чтение стандартной нотации — несколько другое. Я никогда не добивался большого прогресса в этом и читаю музыку так же, как читаю по-французски — медленно и часто обращаясь к справочным материалам.
Когда я был ребёнком в школе и учился играть на трубе, я был хорошим чтецом. Но когда я переключился на бас, а позже и на гитару — я учился на слух и, в основном, на грифовых формах. По сути, я перешёл от классического музыкального образования к некоей версии гаражной рок-группы.
Композиционно джазовая традиция немного проще классической. Большинство джазовых музыкантов играют по «lead sheet» — это то, что вы видите в различных «fake books» и «real books». Мелодия там записана нотами, а названия аккордов подписаны выше как буквы и символы.
Это прекрасно работает, когда я знаю мелодию песни и могу играть аккорды, основываясь на их названиях. И я знаю, какие простые замены аккордов я могу сделать (например, Am9 вместо Am7), чтобы добавить немного красок к гармонии.
Что касается гитарных аккордов, то мне помогло проанализировать, как формы слегка изменяются, скажем, при переходе между аккордами «7», «9» и «13». Это ведь на самом деле один аккорд — функционально и с точки зрения музыкальной формы — но с тремя тонкими различиями.
Группировка аккордов по свойствам очень поможет вам в их использовании. А когда вы после этого найдёте песни, которые их используют — это навсегда выжжет их в вашей памяти.
Читайте также: